Коносамент понятие. Что такое коносамент простым и понятным языком

Коносамент – это специфический юридический документ, который транспортировщик определенного груза выдает владельцу товара после его доставки. Значение этого документа состоит в том, что он подтверждает на товар.

Функции этого документа:

  • транспортировщик, который берет на себя ответственность перевозки груза, дает расписку о том, что перевезет груз в исходном (надлежащем) состоянии;
  • коносамент так же выполняет функцию товарной накладной;
  • подтверждает, что состоялся факт договоренности о грузоперевозке;
  • функция распоряжения товаром, который перевозится.

Так же коносамент перевозчика может исполнять кредитную функцию, то есть он обеспечивает кредит под отгруженный перевезенный груз.

Юридические аспекты коносамента

Изначально документом – коносаментом пользовались только перевозчики грузов по морским или речным путям, но со временем это понятие распространилось и на континент. Теперь же такое понятие как договор коносамента широко используется в сфере оказания услуг грузоперевозок любым видом транспорта, что спровоцировало появление нового термина – сквозной коносамент.

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно. Данные требования изложены в документе, который называется «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Так же существует перечень законодательных актов, которые регулируют социальные отношения в торговой сфере относительно грузоперевозок. Например, на данный момент морские грузоперевозки регламентируются специальным законом, регулирующим все аспекты перевозок грузов морскими путями. Еще есть специальные морские конвенции, и регулирующие морские транспортировки, которые осуществляются между разными странами. Одна из таких конвенций была создана в 1924 году - она унифицировала правила коносамента, тем самым, предварительно разрешив целый ряд вопросов, касающихся данной тематики.

Виды коносамента

    1) Ордерный. Этот вид коносамента является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. может осуществляться несколько раз; число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

    2) Коносамент, который свидетельствует о том, что груз уже принят на борт судна и находится под охраной данного документа.

    3) Коносамент, не имеющий оговорок, дополнений, дополнительных пометок и условий. Это говорит о том, что документ является чистым и товар не имеет дефектных характеристик.

    4) Документ с оговорками. Свидетельствует о том, что перевозимый груз имеет дефекты, обнаруженные уже после того, как груз был передан на борт судна. Если капитан судна обнаруживает видимые дефекты самого груза или его упаковки, то он, таким образом, может снять с себя ответственность за то, что доставляет товар не того качества, которое указано в ордере передачи. Банки принимают такие коносаменты лишь в том случае, если в документе четко указано, какие дефекты были обнаружены, то есть, указана точная причина внесения дополнений в чистый коносамент.

    5) Оборотный. Этот документ имеет свойство переходить в собственность от одного владельца к другому.

    6) Именной (необоротный) документ. В таком коносаменте есть четкое указание на фамилию и имя лица, которое обязано получить соответственный груз.

    7) Документ на предъявителя. Такой документ передается методом простого вручения. Надо сказать, что данный вид коносамента используется довольно редко.

    8) Коносамент линейный (транспортный коносамент). В таком документе указываются все имеющиеся условия по договору транспортировки груза, а так же указывается третья сторона, которая имеет право получить сведения относительно условий договора, непосредственно изучив его.

    9) Чартерный коносамент, который еще называют фрахтовым.

    10) Сквозной. Заключается, когда поставщикам и получателям гораздо легче организовать транспортировку сухопутными или воздушными путями, нежели задействовать морские транспортировочные ресурсы. Это может быть выгодно из ряда причин. К тому же, договор морской перевозки часто приходится заключать с несколькими посредниками, тогда как при сквозном коносаменте организовать транспортировку можно с привлечением минимума транспортных ресурсов. Это получается гораздо быстрее и дешевле. В качестве посредника выступает только один транспортировщик, с которым подписывается договор перевозки. Этот транспортировщик берет на себя ответственность по перевозке и отгрузке определенного груза, а во время перевозки отвечает за его сохранность и хорошее состояние, получая за это фрахт – дополнительную оплату труда.

Реквизиты, которые должен иметь коносамент

Как и любой другой документ, коносамент необходимо оформлять в соответствии с требованиями государственных стандартов оформления юридической документации. Оформление коносаментов регулируется правилами российского Кодекса торгового мореплавства.

  • Во–первых, если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких суден, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.
  • Во–вторых, обязательно указываются данные про отправителя товара и его транспортировщика.
  • Так же в обязательном порядке указывается место составления договора (точнее - место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).
  • Указывается маршрут судна (суден), которые перевозят груз.
  • Наименование физического или юридического лица, получающего груз.
  • Если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.
  • Так же необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.
  • Указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).
  • Зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.
  • Важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие особы, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что человек, который должен получить груз, не всегда проинформирован об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного , которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации). В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.- это делается в целях его безопасности и страховки в случае наступления независящих от него последствий.

Коносамент – это общий документ, который, в зависимости от того, о каком грузе и перевозчиках идет речь, имеет четко уставленные формы. Такие унифицированные формы способствуют порядку в правовой документации и разрешают некоторые проблемы, которые могут возникнуть в перспективе при перевозке грузов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Домашний коносамент (house bill of lading, HBL) - это коносамент, выпускаемый экспедитором (NVOCC), нередко - в дополнение к линейному (linear), или мастер-коносаменту (master bill of lading, MBL). Домашний и линейный (мастер) коносаменты часто рассматривают как альтернативы друг другу, разницы в товарораспорядительных свойствах между ними нет. Первый - подтверждает договор между отправителем и транспортной или экспедиционной компанией, оператором смешанной перевозки, но не линии; второй - между отправителем и морской линией.

Домашний коносамент выпускается самим экспедитором или уполномоченной организацией FIATA (если экспедитор является ее членом). Линейный коносамент выпускается одновременно с домашним, но в электронном виде, хранится в электронной системе перевозчика. Мастер-коносамент в этом случае не содержит реальных данных отправителя и получателя, а сам коносамент грузовладелец, скорее всего, никогда не увидит.

Агент отправителя по распоряжению отправителя выписывает телекс-релиз у агента судоходной линии в порту отправления, чтобы покупатель мог получить контейнер в порту назначения. В телекс-релизе (его еще называют экспресс-релизом, потому что виден в электронной системе перевозчика в течение суток с момента выпуска) есть ссылка на электронную версию линейного коносамента. В релизе указывается, что получить контейнер возможно без предоставления 3 оригиналов коносамента.

Для чего нужен домашний коносамент

Хоум коносамент выпускается экспедитором в дополнении к мастер-коносаменту, когда это требуется условиями аккредитива или банковскими условиями. Например, банк может выставить такие условия сделки, которые для линии (морского перевозчика) будут неприемлемыми. Тогда экспедитор в дополнении к linear b/l, который будет выпущен в любом случае, выпускает house b/l.

Документ нужен и в том случае, когда продавец передал груз на хранение перевозчику (экспедитору), а тот еще не погрузил его на судно. В этом случае поставщик использует домашний коносамент для представления его в банк в качестве подтверждения отгрузки груза и получения причитающегося по условиям договора купли-продажи платежа.

Банки могут перестраховываться, выставляя условие clean on board, при котором перевозчик не сможет высказать претензии к состоянию груза после его погрузки на борт. Не всякая судоходная линия согласится на подобные условия, что и порождает потребность в house bill of lading. Т.е. преимущество, которое дает домашний коносамент клиенту перед линейным сводится к возможности выполнения всех банковских условий.

Отличия домашнего от мастер коносамента

Главное отличие между двумя видами bill of lading - в том, кто выпускает документы и кто фактически владеет грузом. В MBL при наличии HBL отправителем и получателем груза является экспедитор. По домашнему коносаменту линия не обязана выдавать груз никому, в том числе реальному владельцу, т.к. для перевозчика имеет силу только MBL, где указан получателем экспедитор.

Домашний коносамент дает экспедитору широкие возможности по манипулированию клиентом - нередко требуются депозиты за использование контейнера, может взиматься плата за возврат порожнего контейнера в сток морской линии. Наконец, недобросовестный экспедитор имеет возможность вообще забрать груз и увезти его в неизвестном направлении. Решение подобной ситуации возможно будет только по суду.

Также нужно понимать, что существует множество видов домашних коносаментов. С практической точки зрения важно обратить внимание на организацию, выдающую домашний коносамент. Например, Maersk не предоставит никаких документов, пока не получит письма от NVOCC-оператора (например, Kuehne+Nagel), что контейнер нужно выдать именно указанному получателю.

К крупным NVOCC можно отнести Kuehne+Nagel, Panalpina, Schenker, Militzer&Munch и др. Они имеют филиалы в странах отправления, зарегистрированы в местных ТПП, в FIATA. Они имеют право на выпуск домашних коносаментов, признаваемых банками (для Letter of Credit). Такие домашние коносаменты могут использоваться даже для таможенного оформления (признаются некоторыми таможнями).

В Новороссийске, впрочем, HBL тяжело признается таможней даже в связке с MBL (инспекторы часто требуют копии договоров между поименованными в документах получателем и отправителем груза, например, Kuehne+Nagel China и Kuehne+Nagel Russia).

Риски с домашними коносаментами

Когда house b/l выписывается случайным экспедитором возможны различные варианты развития событий:

  • груз будет отправлен в другой порт (например, вместо СПб - в Новороссийск);
  • перевозка будет осуществляться иной, чем указано в HBL, морской линией (указанной же вполне возможно не существует вообще);
  • возникают дополнительные платежи (на выгрузку груза, оформление документов, портовые сборы…), при отказе получателем от которых груз будет удерживаться в порту.

Не застрахованы грузополучатели и в том случае, если HBL выпускается проверенным компаниями - в этом случае риски возникают, например, когда груз уже в пути, а отправитель хочет поменять получателя.

Сотрудникам предприятий и организаций, деятельность которых связана с торговлей и грузоперевозками, наверняка известно такое слово, как коносамент. Так называется документ, который свидетельствует о принятии груза к перевозке, и взятом перевозчиком обязательстве по его доставке в пункт назначения, а также передаче получателю. Термин «коносамент» используется в судоходстве, то есть при транспортировке груза морским или речным способом, или при использовании сквозной транспортировки несколькими видами транспорта.

Международные коносаментные перевозки регулируются Правилами Висби, а также Гаагскими и Гамбургскими правилами перевозки грузов, которые распространяются более чем на 40 стран. В России основными нормативно-правовыми актами в этой сфере являются Гражданский кодекс и Кодекс торгового мореплавания.

Зачем нужен коносамент

Коносамент является важным документом, содержащим основные условия перевозки.

Он выдается после принятия груза на борт и удостоверяет факт заключения соглашения о его перевозке.

Этот же документ является основанием для выдачи товара после его доставки в пункт назначения. Коносамент выдается на любой груз, независимо от особенностей его перевозки, согласно которым груз занимает все судно или только его отдельные помещения. Составляет документ компания, которая отправляет груз для транспортировки водным транспортом.

Перевозчик проверяет товар на наличие каких-либо дефектов или повреждения. В случае их выявления они подробно фиксируются в документе. После проверки документ подписывает капитан судна или владелец транспортной компании, осуществляющей перевозку.

В некоторых случаях коносамент может выполнять функцию обеспечения кредита под отгруженные товары.

Виды коносаментов

Коносаменты имеют несколько подвидов.

В зависимости от особенностей передачи груза различают:

  • оборотный коносамент – свидетельствующий о передаче прав на товар, еще не прибывший в порт, то есть находящийся в пути;
  • необоротный – получатель товара определяется заранее и не может передавать право на получение груза третьему лицу.

В зависимости от сроков доставки товара грузоперевозчику бывает:

  • коносамент на груз, принятый для погрузки – документ, принятый для погрузки в порту до прибытия транспортировочного судна;
  • бортовой – документ, удостоверяющий фактическую погрузку груза на судно.

В зависимости от получателя товара коносамент бывает:

  • именной – получателем выступает организация, на имя и реквизиты которой выписывается товар;
  • ордерный – отправитель и получатель товара могут определять третье лицо, которое будет принимать груз;
  • предъявительский – товар передается предъявителю документа в порту назначения.

В зависимости от типа перевозки различают:

  • линейный коносамент – оформляется, когда судно, перевозящее товар, идет по определенному расписанию с остановкой в портах, то есть для регулярных перевозок;
  • фрахтовый – оформляется, когда судно специально предоставляется для перевозки груза, то есть для нерегулярных перевозок.

В зависимости от схемы перевозок коносамент может быть:

  • прямой – оформляется, когда груз транспортируется из одного порта в другой;
  • сквозной – оформляется, когда перевозка водным транспортом является лишь частью общего маршрута.

Правила заполнения

Коносамент нужно заполнять внимательно и не допускать ошибок – это может повлечь за собой затягивание времени оформления и отправки груза.

Документ должен содержать:

  • реквизиты и адрес отправителя груза;
  • информацию про порт разгрузки;
  • реквизиты и адрес получателя груза;
  • сведения о грузе, его весе и количестве, описание внешнего состояния и упаковки груза.

Также в документе должна быть следующая информация:

  • реквизиты и адрес перевозчика груза;
  • информация про порт погрузки;
  • дата приема груза для отправки;
  • число оригиналов коносамента.

С согласия участвующих сторон в документ могут вноситься другие данные и оговорки. Коносамент может быть составлен на бланке перевозчика или как обычный печатный документ, при этом формы документов могут быть разными. От главного (сопроводительного) экземпляра остальные отличаются цветом и считаются копиями, которые могут обозначаться порядковыми номерами.

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком владельцу груза. Ключевая его особенность в том, что реализация прав по нему возможна исключительно при физическом предоставлении оригинала. Копия, электронная и прочие формы документа не обладают юридической силой. Рассмотрим далее типы и функции коносамента.

Общие сведения

Коносамент является ценной бумагой, выражающей право собственности на определенный указанный в ней продукт. Он считается аналогией товарной накладной. В нем присутствуют условия договора на морскую перевозку. Коносамент – это документ, позволяющий держателю распоряжаться грузом. Он выдается после того, как получатель примет перевозимые объекты. Этим документом на практике удостоверяется факт заключения соглашения. Порядок, в соответствии с которым осуществляется оформление коносамента, устанавливается Кодексом торгового мореплавания. Документ выдается на любой груз, вне зависимости от способа осуществления перевозки. Материальные ценности могут доставляться с предоставлением всего судна, определенных его помещений либо без этого условия вообще. Имея таможенный коносамент, перевозчик осуществляет транспортировку по Гаагским правилам. Они присутствуют в Международной конвенции от 25 августа 1924 года. В законодательстве государств могут быть установлены иные правила транспортировки.

Задачи

Исходя из описанных выше свойств, можно сказать, что коносамент – это документ, используемый в качестве:

  1. Расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.
  2. Товарно-транспортной накладной.
  3. Подтверждения договора на перевозку.
  4. Товарораспорядительного документа.

Коносамент также может выступать как обеспечение кредита под отгруженные объекты.

Специфика

В процессе перевозки товара, равно как и в период его хранения, происходит временное его отчуждение от владельца. Этот факт предполагает наличие ссудного отношения. Однако оно не выражается в форме кредитования. В связи с этим коносамент – это документ, обладающий свойствами, аналогичными характеристикам складского свидетельства.

Признаки

Коносамент представляет собой ценную бумагу:

  1. Долговую.
  2. Неэмиссионную.
  3. Документарную.
  4. Бездоходную.
  5. Срочную. Период ее существования будет зависеть от продолжительности перевозки.
  6. Именную, ордерную или предъявительскую. Это зависит от типа складского свидетельства.
  7. Номинированную. Номиналом является не денежная сумма, а фактическое количество перевозимого груза.

К рассматриваемому документу в обязательном порядке должен прилагаться страховой полис на транспортируемый груз. Кроме этого, передача коносамента может сопровождаться составлением (выпиской) дополнительных справок. Они могут касаться непосредственно перевозки товаров, их хранения, обеспечения сохранности. Эти документы могут потребоваться при прохождении таможенного контроля. Перечень необходимых справок для перемещения груза через границу устанавливается межгосударственными соглашениями и законодательствами конкретных стран.

Обязательные реквизиты

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов. Среди них особую важность представляют:

  1. Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
  2. Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
  3. Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
  4. Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель. Перевозчик (агент морской, фидерной, океанской линии) также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

  1. Собственное наименование.
  2. В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
  3. Место и дату выдачи документа.

Основные типы

Изначально коносамент использовали при перевозке груза исключительно на морском транспорте. В настоящее время его применяют и при перемещении товаров другими способами. В таком случае документ называют сквозным. Существуют также следующие разновидности коносамента:

  1. Линейный. В нем присутствует волеизъявление отправителя на заключение договора на перевозку груза.
  2. Чартерный. Этот документ выдается для подтверждения приема товара, который перевозится по договору фрахтования. Он представляет собой соглашение о найме корабля для выполнения конкретного рейса либо на определенный период. Такой коносамент не выступает как основание для оформления договора на морскую перевозку. В таких случаях заключаются отдельные соглашения на фрахт в форме чартера.

Оба указанных коносамента определяют взаимоотношения между перевозчиком груза и третьим лицом – держателем документа. Он выступает как расписка, которую выдает транспортировщик отправителю в подтверждение того, что объекты приняты к доставке, и вместе с этим товарораспорядительным документом. При этом условия купли-продажи и прочие операции в отношении груза осуществляются с помощью коносамента без фактической передачи самого товара.

Received for shipment (документ на размещение на борту)

Коносамент для размещения на борту судна подтверждает принятие товаров – доставку под охрану корабля. После погрузки судовладелец предоставляет документ, удостоверяющий, что объекты готовы к транспортировке. Он называется бортовым коносаментом. Судовладелец может также связать документ с названием корабля, датой в порту отгрузки, указав, что товары им были приняты. Такая бумага должна обладать такими же свойствами, что и бортовой коносамент.

Clean bill of lading ("чистый" документ)

В чистом коносаменте отсутствуют какие-либо дополнительные пометки или оговорки, которыми прямо констатируется дефектность товара либо его тары. Как правило, в таком документе указано, что объекты внешне находятся в хорошем состоянии. В международной банковской системе при аккредитивном расчете по общему правилу коносаменты должны являться чистыми, если другое специально не оговаривается в условиях документарного аккредитива.

Claused (оговорки)

В ряде случаев выдается коносамент с оговоркой. В таком документе капитан корабля отмечает обстоятельства, относящиеся к видимым дефектам тары или груза. Другими словами, он указывает на факты несоответствия ордеру погрузки. Такой документ принимается в банке в том случае, если в условиях оплаты присутствует точное описание пометок или оговорок, которые допустимы.

Through bill of lading ("сквозной" документ)

Сквозной коносамент предоставляется в том случае, если морская транспортировка составляет только определенную часть общего пути следования либо выполняется двумя и более линиями. В таких ситуациях отправителю удобнее составить один документ, чем заключать отдельный договор с каждым перевозчиком. Отправитель, который выписывает коносамент, взаимодействует только с тем перевозчиком, который его подписывает. Транспортировщик организует перезагрузки с последующей доставкой. За это он взимает фрахт (дополнительную плату).

Custody B/L (береговой акт)

Документ, который выдают в подтверждение приема объектов на берегу (обычно на складе перевозчика), именуется береговым коносаментом. При размещении груза, в отношении которого он был выдан, в нем делается соответствующая пометка о том, что товары приняты, указывается дата и делаются иные существенные записи. В некоторых случаях береговой коносамент заменяется бортовым.

Домашний коносамент

Этот документ составляется для предотвращения различных проблем, связанных с транспортировкой груза. Он используется также, если:

  1. Необходимо скрыть путь следования и реального клиента.
  2. Отправитель или агент предоставляет дополнительные услуги, которые не предусматриваются в сфере морских перевозок.
  3. Фрахт был приобретен у транспортировщика, не имеющего своих судов, но состоящего в NVOCC, и этой компании нужно скрыть пусть передвижения и фактического клиента по конкретному грузу.
  4. Документ необходим до осуществления погрузки товара на борт. К примеру, такая ситуация возникает, если отправитель использует кредитную схему в работе.

Важный момент

Как выше было сказано, в коносаменте должны присутствовать определенные реквизиты. При их отсутствии документ не будет считаться товарораспорядительным. Коносамент перестает в таком случае выступать как ценная бумага. Выписка документа осуществляется в нескольких экземплярах. Один из них предоставляется отправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров все остальные теряют юридическую силу.

Статус получателя

В зависимости от того, как определен этот субъект, коносамент может быть:

  1. Ордерным.
  2. Именным.
  3. На предъявителя.

Первый выдается тогда, когда конкретное лицо обладает правом распоряжаться, кому именно выдать груз. Такая возможность закрепляется словами to order ("по приказу") в строке Consignee. Если это лицо не указано, то коносамент будет считаться "по приказу отправителя". Именной документ содержит в графе Consignee сведения о получателе. В строке указывается наименование конкретного субъекта. Коносамент на предъявителя не содержит никаких определенных данных относительно лица, имеющего право получить груз. В связи с этим в порту назначения объекты должны быть выданы любому субъекту, предъявившему документ. Коносамент на предъявителя используется достаточно редко, поскольку любой его держатель выступает в качестве законного получателя.

Дополнительно

Коносамент обслуживает товарооборот во время перевозки. Поэтому его могут передавать заинтересованные участники отношений без каких-либо ограничений. По этому признаку все коносаменты считаются оборотными. Отличие между ними состоит в способе, которым осуществляется его предоставление одним лицом другому. При составлении документа определяется, кроме прочего, его цена. Она устанавливается в соответствии со стоимостью груза, подлежащего перевозке, и объемом расходов на его транспортировку.

Коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента.

Коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей.

В России правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется Кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г. с последующими изменениями и дополнениями и Гражданским кодексом Российской Федерации.

С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:

1) Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки. Обязанность перевозчика выдать отправителю после приема груза коносамент установлена ст. 123 КТМ СССР.

2) Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.

3) Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Согласно ст. 124 КТМ СССР в коносаменте указываются:

1) Наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;

2) Наименование перевозчика;

3) Место приема или погрузки судна;

4) Наименование отправителя;

5) Место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна;

6) Наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу получателя», то он считается составленным «приказу отправителя»;

7) Наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;

8) Фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенном в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;

9) Время и место выдачи коносамента;

10) Число составленных экземпляров коносамента;

11) Подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Обычно коносамент — это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.

Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.

Как правило, изготавливается три и более экземпляров коносамента с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп «Оригинал». В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп «Копия» или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета.

Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу.

Только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Перевозчик не будет нести ответственности за неправильную доставку товаров, если вручит товары держателю первого оригинала коносамента, который ему представлен (при условии, что перевозчик не осведомлен о незаконности владения коносаментом). И даже истинный владелец не вправе претендовать на товары, если он не может предъявить коносамент.

По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.

Именной коносамент (straight bill of lading) — выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. Он может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан в указанном порядке.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) — содержащий указание «приказу отправителя» или «приказу получателя». Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) — лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) — предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу — предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.

Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading). Благодаря оборотности они выполняют свою основную функцию — дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он был таким оформлен.

Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: «приказу имярек». Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, термин «приказу» не вписывает, а в соответствующем поле коносамента указывает получателя груза.

Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. благодаря тому, что коносамент является оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и т.п. товаров, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Как уже сказано выше, оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров.

Однако, на практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Даже необоротный коносамент действует как товарораспорядительный документ, т.к. только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент).

В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты «чистые» (clean bill of lading) и «с оговорками» (claused)

«Чистые» коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.

Представление «чистого» коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с оговорками (пометками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются.

В международной практике «чистый» коносамент часто выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего. В международной практике различают также коносаменты бортовые (shipped on board bill of lading) и на принятый для погрузки груз (received for shipment). Если товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно являются бортовыми. На бортовых коносаментах указывается: «погружен в хорошем состоянии (кем) на борт теплохода (название)»; на коносаментах для отгрузки: «получен в хорошем состоянии от (кого) для отгрузки на борт теплохода (название)». Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он подтверждает, что груз погружен на борт судна. Если же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. Коносамент такого типа обычно используется, если товары подготовлены к отправке в контейнерах на заводе, на складе экспортера или на контейнерном терминале вне порта (например, на железнодорожной станции).

Коносаменты различаются также в зависимости от особенностей перевозки.

Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) — применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) — это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Фрахтователь может заключить договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание «по чартер-партии», а договор на перевозку — ссылку на контракт о найме данного судна. Линейный коносамент содержит все существенные условия договора перевозки и третье лицо (например, индоссат или иной держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого коносамента. В чартерном коносаменте инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента.

Главное различие между линейными и чартерными коносаментами состоит в том, что банки, как правило, если только не имеют противоположных инструкций, отказываются акцептовать чартерный коносамент как действительное предложение по аккредитиву. Т.е., если иное не предусмотрено в аккредитиве, банки отклоняют документ, в котором указано, что он выставлен на условиях чартер-партии.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные коносаменты (through bill of lading) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки. Сквозной коносамент типичен для современных контейнерных перевозок, когда товары перевозятся от места погрузки до места назначения в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта. Грузоотправитель заключает договор перевозки только с перевозчиком, который сквозной подписывает коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю.

Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment). Это связано с тем, что они зачастую принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На обороте контейнерного коносамента указаны условия договора перевозки.

Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading).

Другой важнейший внешнеторговый документ — счет-фактура относится к коммерческим документам, которые дают стоимостную, количественную и качественную характеристику товара. Такие документы оформляет на своем бланке продавец, а покупатель против них производит оплату.

Счет-фактура (invoice) — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и (или) оказание услуг и их стоимость. Обычно выписывается продавцом покупателю после окончательной приемки товара последним.

Счет-фактура содержит наименование и адреса продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара; сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. В нём рекомендуется указывать сведения о перевозке (например, наименование судна и маршрут следования). Фактурная цена указывается согласно условиям договора.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» с 01.01.97 г. каждая отгрузка товаров, в т.ч. на экспорт, оформляется составлением счета-фактуры. В этом же Постановлении приведены правила составления счета-фактуры и обязательные для него реквизиты.

Помимо своего основного назначения, счет-фактура может использоваться в качестве накладной, направляемой вместе с товаром, а также для удостоверения происхождения товара.

Нередко таможенные власти различных стран устанавливают определенные требования к форме и содержанию счета-фактуры.

Консульский счет-фактура (consular invoice) — это коммерческий счет-фактура, который выписывается на официальном бланке в стране экспортера и заверяется консульством страны покупателя. Назначение этого документа состоит в том, чтобы компетентные органы (таможня и др.) в стране покупателя могли контролировать таможенную стоимость импортируемых товаров, предотвращать демпинг товаров, осуществлять валютный контроль. Например, при экспорте товаров морским транспортом в порты Аргентины счет-фактура и манифест на груз должны иметь визу аргентинского консула или, если его резиденция находится на расстоянии свыше 30 км от порта, соответствующую оговорку таможни порта отгрузки на национальном и испанском языках.

В настоящее время консульские счета-фактуры почти повсеместно отменены.

Следует различать счет-фактуру, счет-проформу и предварительный счет. Счет-проформа (proforma invoice) содержит сведения о цене и стоимости товара, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар и наоборот. Обычно он выписывается на при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

Предварительный счет (preliminary invoice) выписывается, когда приемка товара производится в стране назначения или при частичных (дробных) поставках товара. Он содержит сведения о количестве и стоимости партии товара и подлежит оплате. После приемки товара или поставки всей партии выписывается счет-фактура, по которому производится окончательный расчет