Наука о потребителях фирмах и отдельных отраслях. Подготовка к егэ по обществознанию, раздел "экономика"

Теоретические материалы по экономике. В конце каждого документа задания для закрепления из сборника "Типовые экзаменационные варианты, обществознание 2016". Автор О.А.Котова, Т.Е. Лискова. При подготовке материала использовался учебник обществознания, автор Боголюбов


«2.1 экономика как наука»

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ);

2) экономические отношения , которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени;

3) наука , изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

    Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономика – это хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых благ.

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

- материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

- нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Экономическая деятельность необходима для того, что бы превращать ресурсы в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека.

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Услуга – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Сферы экономики:

1) Производство – процесс создания материальных и нематериальных благ (товаров и услуг)

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов . Потребность – необходимость в чем‑либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которое люди хотели бы получить.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Сво­бод­ные блага в эко­но­ми­че­ской тео­рии – это блага, ко­то­рые для по­треб­ле­ния не тре­бу­ют от­ка­за от дру­гих благ и могут по­треб­лять­ся в не­огра­ни­чен­ном ко­ли­че­стве. Например: воздух, морская вода

Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой‑либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми

    Экономика как наука

Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Основные этапы развития экономической науки

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Уровни экономки как науки:

    Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

    Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

    Международная экономика – предметом ее исследования могут быть международная торговля, международные валютные отношения и др.

Слова подсказки

хозяйство

Объяснение

Исследование

Разработка

изу­че­ние мо­де­лей функ­ци­о­ни­ро­ва­ния фон­до­во­го рынка

ана­лиз фак­то­ров фор­ми­ро­ва­ния де­неж­ной массы

вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния спро­са

ис­сле­до­ва­ние прин­ци­пов се­те­во­го мар­ке­тин­га

Производство

Открытие магазина (аптеки)

ока­за­ние на­се­ле­нию об­ра­зо­ва­тель­ных услуг раз­ви­тие сетей мо­биль­ной связи

про­из­вод­ство круп­ной пар­тии лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей

ока­за­ние на­се­ле­нию ме­ди­цин­ских услуг

Просмотр содержимого документа
«2.10 виды и причины инфляции»

2.10. Виды, причины и последствия инфляции

Инфляция –процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Другими словами, возникает, когда объем денежной массы значительно возрастает, однако количество товаров услуг не увеличивается

Причины инфляции: чрезмерный рост военных расходов; дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке); кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов); инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из‑за боязни повышения цен).

Типы инфляции

* Инфляция спроса: равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

* Инфляция предложения (издержек) : увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т. е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выходу из кризиса. Факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

* Стагфляция: инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.

Классификация видов инфляции

1. По характеру протекания: открытая (отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги); скрытая (подавленная; возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения), характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен.

2. В зависимости от темпа роста цен:

Умеренная (ползучая; цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно, до 10 % в год);

Галопирующая (быстрый рост цен примерно 50 % в год);

Гиперинфляция (сверхвысокий рост цен до 100 % в год и более).

Последствия инфляции

* Для сферы производства: снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов

* При распределении доходов:

а) перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

б) отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

в) обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления; г) определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

д) снижение покупательной способности денежной единицы. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему.

* Для экономических отношений: владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию; потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь; поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер; кредиторы избегают давать в долг. Искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.; рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

* Для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

Виды антиинфляционной политики

– адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;

– ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

Если указанные меры не помогают, то тогда государство будет вынуждено проводить денежную реформу – полное или частичное изменение денежной системы страны.

Методы денежной реформы:

Дефляция (сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков);

Деноминация (укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые);

Девальвация (уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам);

Ревальвация (повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства);

Нуллификация (объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу).

Закрепление темы 2.10 «Инфляция»

Просмотр содержимого документа
«2.11 экономический рост. понятие ввп»

Просмотр содержимого документа
«2.12 роль государства в экономике»

2.12. Роль государства в экономике (11 класс, параграф 7)

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Цели государства в рыночной экономике:

    Обеспечит экономический рост

    Создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее)

    Обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность(способность всей экономики получать максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов

    Заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

    Оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить

Функции государства

    Стабилизация экономики

    Защита прав собственности (будем изучать в разделе право)

    Регулирование денежного обращения

    Перераспределение доходов (отдельная тема)

    Регулирование взаимоотношений между работодателями и работниками (раздел право)

    Контроль над внешнеэкономической деятельностью (отдельная тема)

    Производство общественных благ

    Компенсация внешних эффектов

На последней функции остановимся подробнее.

Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах. Например: посещение парков, библиотек, образование, здравоохранение и т.д. Эти блага одинаково доступны всем и за пользование ими не взимается плата.

Производство общественных благ берет на себя государство, средства для производства государство собирает с граждан в виде налогов (о налогах отдельная тема)

Так же значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочный) эффектов.

Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у третьих лиц, которые не участвуют в производстве. Положительные – в случае появления у этих лиц выгоды.

Например:

Представим деревообратывающий комбинат на берегу реки (первое лицо – производитель, второе лицо то, кто покупает их товар), который загрязняет отходами реку. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения (третье лицо), живущего по берегу реки. Вспомни (Петровскую газовую вышку) . Кто пожет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и т.д.. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината.

Примером положительного внешнего эффекта может служить деятельность военного завода. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборонноспособность (за нее потребитель платит налоги), производители способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся.

Компенсация внешних эффектов – важная функция государства в рыночной экономике.

Теперь поговорим о такой функции как «денежное регулирование»

Для обеспечения стабилизации экономики государство проводит бюджетно-налоговую (фискальная) и кредитно-денежную политику (монетарная).

Денежно-кредитная (монетарная) политика

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель – поддержка стабильного развития экономики.

Проводником монетарной политики государства выступает Центральный банк (повтори тему 2.6.).

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а они своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит».

Учетная ставка процента- норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся дорогими (ЦБ повысил учетную ставку), то сокращается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить инфляцию (инфляция возникает, когда объем денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг).

Повышая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Деятельность государства в области налогооблажения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой.

Эту тему будем изучать отдельно (2.14)

Ответы

Просмотр содержимого документа
«2.13 налоги»

2.13 Налоги

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству

Физические лица – создающие непосредственно своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие доход

Юридические лица – хозяйствующие субъекты

Функции налогов

    Фискальная – обеспечить финансирование государственных расходов на

Б) обороны страны

В) и той сферы, которая не может себя обеспечить: образование, здравоохранение (общественные блага)

2. распределительная – перераспределение доходов между различными социальными слоями с целью сглаживания неравенства доходов (пенсии, субсидии, дотации и т.д.)

    Стимулирующая – а)стимулирование развития НТР,

Б) увеличение числа рабочих мест

В) капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения

    Социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов

    Конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций

Основные принципы налогообложения

    Равномерность – означает единство правил и одинаковость подхода к налогоплательщикам

    Определенность – четкость и неизменность правил налогообложения

    Однократность – каждый доход должен облагаться только один раз

Виды налогов

1.прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества физических и юридических лиц (в явном виде)

А) подоходный налог

Б) налог на прибыль с фирм

В) налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство

2.косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуг (оплачиваются незаметно при совершении определенных действий, например: покупка товара, обмен валюты)

А) акцизные сборы

Б) налог с продаж

Таможенные сборы

Налог на экспорт

Частичный налог на добавленную стоимость

Налоги, уплачиваемые предприятиями (11 класс, стр. 50)

1.прямой налог с фирмы – налог на прибыль. В большинстве случаев этот налог составляет 35% от валовой прибыли.

Существуют налоговые льготы, позволяющие правительству стимулировать полезные для общества действия: частично освобождены от налога часть прибыли, которые используются для инвестиций в развитие производства, на научные исследования и т.д..

Прибыль, полученная от производства и реализации с/х продукции, не подлежит налогообложению

2.косвенный налог с фирмы – налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогом на добавленную стоимость облагается прирост стоимости товара, которая создается на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю

3.платежи в различные внебюджетные фонды : пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования

Просмотр содержимого документа
«2.2. факторы производства»

2.2. Факторы производства и факторные доходы (11 класс стр. 43)

Фирма – это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке с целью получения прибыли

Главная цель фирмы: получение прибыли.

От чего зависит:

    Рациональный выбор вида и объема производимых благ

    Технология производства

    Умелое соединение и использование ресурсов производства

    Грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке

Процесс производства – превращение экономических ресурсов (факторы производства) в товары и услуги.

Факторы производства – это основные группы ресурсов, которые используются в процессе производства.

Основные факторы: труд, земля, капитал, предпринимательские способности

Под землей, как фактором производства, понимаются все природные ресурсы. К этому фактору относятся следующие элементы природы :
сельскохозяйственные земли;
леса;
воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;
химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми;
атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;
космические явления и процессы;

Труд - это деятельность человека, направленная на преобразование веществ природы для удовлетворения своих потребностей. Под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Капита́л - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли.

Физический капитал – средства производства, созданные людьми для производства товаров и услуг. Например: оборудование

Под денежным или финансовым капиталом понимают деньги,

с помощью которых приобретается физический капитал.

Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.

Предпринимательские способности – это организационные и управленческие усилия предпринимателя на то, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся производственные ресурсы (факторы произвдства)

Ограниченность ресурсов недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которые люди хотели бы получить.

Факторы производства = экономические ресурсы: 1) труд (деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и умственных возможностей); 2) земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ); 3) капитал (производственное здание, станки, инструменты). Не менее важен ещё один фактор, связывающий все остальные, 4) предпринимательские способности .

Факторные доходы – вознаграждение за факторы производства.

1) труд - заработная плата ;

2) земля - рента (доход того, кто владеет землёй);

3) капитал - процент (плата за использование чужих денег);

4) предпринимательские способности - прибыль .

Рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий.

Ссудный капитал – предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности.

Процент 1) процент кредитный (ссудный процент) – плата, которую заёмщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями; 2) процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определённый срок.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль

Издержки производства – это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Издержки производства делятся на внутренние (или неявные) издержки и внешние издержки

Внутренние (неявные) издержки – это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы. Например, помещение, в котором располагается фирма, является собственностью ее владельца, а значит, владелец не будет платить аренду.

Внешние издержки – это оплата факторов производства, не являющиеся собственностью владельца фирмы. К ним относятся затраты на сырье, энергию, трудовые ресурсы и т.д. Их называют Бухгалтерскими или явными издержками, так как они отражаются в бухгалтерских документах.

Экономические издержки – включают в себя внешние и внутренние издержки

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.

Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками

2.5. Постоянные и переменные затраты (11 класс стр. 49)

Постоянные издержки – это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции.

Например: арендная плата, расходы на содержание здания, расходы на коммунальные услуги.

Переменные издержки – это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находятся в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции.

Например: издержки на приобретения сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортные расходы, расходы на тару.

Переменные издержки возрастают с увеличением объема производства и сокращаются с его уменьшением.

Закрепление «Факторы производства», «Постоянные и переменные издержки»

способу регулирования хозяйственной жизни, деятельности людей и фирм, и типу собственности на экономические ресурсы

Критерии выделения экономических систем: форма собственности на средства производства (частная, коллективная, государственная); способ координации и управления экономической деятельностью – рыночный, плановый.

Элементы экономической системы

    Производство товаров и услуг с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

    Решение основных экономических вопросов: что и как производить, на какой основе распределять созданный национальный продукт.

    Отличия по своим основам: формам собственности; хозяйственному механизму.

    Существование многообразных моделей экономического развития отдельных стран и регионов.

Типы экономических систем и их признаки

  1. Традиционная экономическая – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении , а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс – землю.

Характерные черты экономик традиционного типа: слабое развитие техники и технологий производства; большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Натуральное хозяйство – это хозяйство в котором все производится не для продажи, а для собственного потребления. Обмен при этом носит случайный характер. Условиями обмена между субъектами являются экономическая обособленность, т. е. каждый субъект имеет право обменивать только тот продукт, который ему принадлежит;

    Командная (командно‑административная, централизованная, плановая, директивная, государственная) экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства , а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям (директивам) централизованных органов управления и в соответствии с планами.

Для нее характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического (директивного) планирования.

При этом большая часть земли и капитала принадлежит государству, экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, цены на большинство товаров устанавливает правительство. Еще что характерно: дефицит товаров, низкие технологии

    Рыночная экономика свободной конкуренции - это хозяйство, в котором господствует частная собственность, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счет, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.

Характеризуется:

-частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею;

-неравенством в распределении богатства ;

-децентрализацией экономической власти ;

Функцию регулятора экономики выполняет система рынков ,

В поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим;

--свободой предпринимательского выбора;

-конкуренцией;

-ограниченной ролью государства и других .

4. Смешанная экономическая система

В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством.

Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями.

Национализация – переход частной собственности в государственную

Приватизация – переход государственной собственности в частную

Закрепление

Термин «экономика» (от гр. oikos – домашнее хозяйство и потов – правила) имеет двоякий смысл.

Экономика – это:

Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Потребность это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом . Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности .

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности , называются благами .

Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве . Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Среди них – ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг , называют факторами производства, или производственными ресурсами . Важнейшие из них – труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности .

Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ . Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего – от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.

Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой .

Под « землей » экономисты понимают все виды природных ресурсов . В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей , называется рентой . Земельная рента составляет доход того, кто владеет землей.

Капитал (от лат. capitalis – главный) включает в себя произведенные человеком средства производства . Капитал – это все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства.

Основной капитал – здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Оборотный капитал – сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции. Доход на капитал называется процентом .

Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству . Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям . Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль – это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов – информацию . Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура , различающаяся в различных обществах; наука , имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы , прежде всего состояние нравственности, правовая культура .

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар продукт труда, произведенный для продажи на рынке . Признаки товара: должен быть предназначен для обмена, т. е. обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом товаропроизводителя ; должен удовлетворять потребность человека, т. е. обладает потребительной стоимостью .

Услуга результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Экономика как наука это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.

Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах. В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический .

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ. Экономические школы – системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Предметом изучения экономики как науки является

1) обмен продуктами питания

2) оформление трудового договора

3) разработка принципов распределения ресурсов

4) изобретение ресурсосберегающих технологий

Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.

Результат деятельности

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности человека

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд .

  • * общение - взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра - вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение - вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием , помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием , активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью , соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра - вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она - ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами . Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер , для взрослых являются средством общения, отдыха .

Учение - вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков . В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения - не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью . Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться - значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти , заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго . Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман ) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек ) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Экономическая преступность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - одна из структурных частей преступности, включающая в себя совокупность всех совершенных в сфере экономики преступлений, посягающих на отношения собственности, правомерность предпринимательства и свободу

Из книги автора

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - общественная дисциплина, исследующая закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках социологической науки. Развитие экономики Э.С. описывает как социальный процесс, движимый активностью

Из книги автора

Из книги автора

Экономическая статистика См. также «Количественные показатели» (с.274)Не принимайте на веру никаких цифр, пока не поймете, откуда они взялись.Джек Стэк (р.1948), американский бизнесменЕсли статистические данные выглядят интересно, они скорее всего неверны.Девиз Центрального