Логистические операции и их виды. Логистические операции: понятие, особенности, виды Классификация логистических операций

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.

По назначению различают внешнюю (в каналах снабжения и сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:

1. Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек. Данные затраты достигают 50% от суммы общих затрат на логистику.

2. Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний – заказчиков транспортных услуг.

Задачи транспортной логистики

Сферой транспортной логистики является управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

1. Создание транспортных систем.

2. Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).

3. Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

4. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

5. Определение рациональных маршрутов доставки.

Одним из ключевых понятий транспортной логистики является понятие материального потока. Материальным потоком называется количественная совокупность грузовых единиц, товарно-материальных ценностей, отнесенная к интервалу времени в процессе приложения к ней логистических операций.

Логистика также имеет дело с информационными и финансовыми потоками. Эти потоки сопутствуют материальным, возникают под их воздействием и, в свою очередь, влияют на них.

Материальные потоки, с которыми имеет дело логистика, могут быть классифицированы по различным признакам.

Классификация материальных потоков:

1. По отношению к системе логистики материальные потоки бывают:

Внешние (входящие, выходящие);

Внутренние.

2. По составу материальных товарных ценностей:

Одноассортиментные;

Многоассортиментные.

3. По масштабности:

Массовые;

Крупные;

Средние;

массовый поток – требует транспортировки группой транспортных средств (железнодорожный состав, колонна автопоездов и т.д.).

крупный поток – требует применения нескольких единиц транспортных средств.

средний поток образуется одиночными автомобилями, вагонами и т.д.

мелкий поток – это поток грузов меньших, чем грузоподъемность одного транспортного средства. Он может быть совмещен при транспортировке с другим мелким потоком.

4. По характеру грузовых единиц:

Тяжеловесные;

Легковесные.

тяжеловесные – образованы грузами высокой плотности, к ним относят потоки грузов с массой одного места более 500 кг (при водных перевозках более 1 т.).

легковесные потоки образуются грузами с малой плотностью, в таких потоках 1 т груза занимает более 2 м 3 .

5. По степени совместимости грузовых единиц:

Совместимые;

Несовместимые.

6. По типу грузовых единиц:

Насыпных грузов;

Навалочных;

Наливных;

Штучных грузов.

Логистическая операция – это совокупность действий, имеющая цель создания или преобразования материального, информационного или финансового потока.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции: погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, затаривания и т.д.

Логистические операции в сфере производства с материальными потоками сводится к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, выбору поставщиков, планированию производственного процесса, учету и управлению запасами на производстве.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и управляющей ими.

Логистические операции с финансовыми потоками сводятся к проведению стоимостного анализа на всех этапах экономической деятельности, к составлению бюджетов для всей программы и для ее отдельных операций, а также к контролю расходов и запасов, выраженных в денежной форме.

Классификация логистических операций:

1. По передаче права собственности:

Односторонние (без передачи права собственности);

Двусторонние (с передачей права собственности).

примечание к признаку : как правило, на входе и выходе логистической системы происходит передача права собственности на товар, которым являются грузовые единицы входящих и выходящих материальных потоков, а также передача страховых рисков. Внутри системы на всех преобразованиях потока собственником остается одно и тоже юридическое лицо.

2. По изменению свойств грузовой единицы:

С добавлением стоимости;

Без добавления стоимости.

3. По отношению к системе:

Внешние;

Внутренние.

примечание : внешние операции обеспечивают процессы снабжения и сбыта. Внутренние направлены на преобразование потоков в рамках производственной логистики.

4. По объекту логистической операции:

С материальными потоками;

С информационными;

И финансовыми потоками.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Система – совокупность элементов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях и взаимодействиях и образующих целостное единство.

Логистическая система – это система, элементами которой являются материальные, информационные и финансовые потоки, над которыми выполняются логистичекие операции, взаимосвязывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности.

Свойства логистической системы:

Одним из основных факторов логистических систем является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях.

К числу таких изменений могут относиться:

Изменение спроса на те или иные товары и услуги;

Выход из строя технологического оборудования;

Ввод в строй или вывод из строя транспортных каналов;

Изменение транспортных тарифов;

Изменение в процентных ставках по кредитованию.

Поэтому логистическая система представляет собой систему с обратной связью, это позволяет корректировать ее работу по отклонениям от желаемого результата.

Логистическая система является также адаптивной, т.е. характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий. Особенностью таких систем являются : развитые связи, позволяющие собирать и использовать информацию о текущем состоянии внешней среды.

В зависимости от уровня рассмотрения и от степени детализации логистических операций различают системы: макрологистики и микрологистики .

Система макрологистики: функционирует над несколькими предприятиями или фирмами, она объединяет для достижения единой цели разнородные производственные и торговые предприятия, транспортные и посреднические фирмы.

Объединяемые системы макрологистики: предприятия и фирмы различаются по своей специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлежности, географическому размещению (могут даже относится к разным государствам). При этом система макрологистики может решать задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и т.д. В общем случае макрологистика должна решать следующие задачи:

o Анализ рынка поставщиков и потребителей;

o Выработка концепций распределения и потребления;

o Выбор структуры складирования и места размещения складов;

o Выбор видов транспорта;

o Организация транспортного процесса;

o Определение рациональных направлений движения материальных потоков;

o Выбор пунктов поставки сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

o Выбор схемы доставки и распределения готовой продукции;

o Создание общей информационной системы, включает единые формы представления и кодирования информации и методы ее образования, хранения, переработки и использования.

Система микрологистики решает вопросы управления материальными потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы.

Системы микроэкономики могут входить в системы макроэкономики как структурные составляющие подсистемы. Они могут создаваться и формировать в рамках самостоятельных производственных или торговых предприятий, или территориальных торговых или производственных комплексов не выходя за их пределы.

Микрологистика решает следующие задачи:

o Планирует и контролирует уровень входных запасов;

o Планирует и контролирует уровень промежуточных запасов;

o Планирует и контролирует уровень запасов готовой продукции;

o Планирует, управляет реализацией и контролирует перемещение изделий в процессе производства внутри промышленных предприятий;

o Управляет выполнением транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ.

Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия.

Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Объектами, контролирующими микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации.

Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. Административные воздействия на эти службы и подразделения должны производиться с такой целью, чтобы обеспечить эффективность экономической деятельности предприятия или фирмы в целом.

Логистичекие системы с различными вариантами связей – (см. осн. логистики).

В современной логистике различают 2 группы функций – оперативные и координационные .

Оперативные функции связаны с выполнением конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения.

К ним относятся:

  1. Управление движением сырья и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам.
  2. Управление движения комплектующих от поставщиков или пунктов приемки к производственным складам или торговым хранилищам.
  3. Управление уровнем производственных запасов через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного процесса и перемещения готовой продукции на оптовые склады.
  4. Управление движением готовой продукции с оптовых складов на различные рынки сбыта.
  5. Управление оперативной организацией потоков конечной продукции к потребителям.

При выполнении данных функций конкретными подразделениями или лицами, частные цели и критерии эффективности их достижения, должны быть производными от общей цели и общей эффективности всей логистической цепи.

Для исследования концепции логистики оперативные функции управления должны быть дополнены координационными.

Функции логистической координации включают в себя:

  1. Анализ рынков, на которых действует предприятие.
  2. Выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах для различных производственных подразделений.
  3. Выявление динамики потребностей в материальных ресурсах, в зависимости от протекания производственного процесса.
  4. Прогнозирование динамики рыночной ситуации.
  5. Сбор и анализ информации о фактическом состоянии и потенциальных изменениях в потребностях имеющейся клиентуры.
  6. Анализ и прогнозирование возможного расширения круга клиентуры, предложения по такому расширению.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ

Логистическая цепь (т.е. цепь, по которой проходят материальный и информационный потоки, начиная от получения исходных компонентов и до передачи готовой продукции потребителям) представляет собой линейную, упорядоченную совокупность физических и/или юридических лиц.

1 ПРОИЗВОДСТВО 2

1. Запасы и складирование сырья материалов и комплектующих.

2. Запасы и складирование готовой продукции.

3. Внутренний транспорт к (5) .

4. Обработка и хранение.

6. Запасы и складирование в сфере снабжения.

7. Внешний транспорт.

8. Поставщики и продуценты.

9. Производственная логистика.

10. Снабженческая логистика.

11. Сбытовая логистика.

12. Запасы и складирование в сфере сбыта.

13. Внешний транспорт.

14. Распределительная сеть.

15. Потребители.

- материальный поток

- информационный

К таким элементам логистической цепи могут относиться поставщики, производственные подразделения, промежуточные, входные - выходные склады, транспортные фирмы, распределительные сети и т.д.

В звеньях логистической цепи в соответствии с ходом технологического процесса преобразование входного материально потока в выходной, последовательно выполняются логистические операции над элементами соответствующих материальных и информационных потоков.

Логистические цепи создаются последовательностью взаимосвязанных производственных подразделений и подразделений сферы обращения.

Формирование логистической цепи может осуществляться целенаправленно путем юридического слияния и поглощения фирм. Формирование такой цепи может осуществляться также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм, что соответствующим образом юридически и организационно оформляется.


^ 13 Логистические операции и функции

Фундаментальными понятиями логистики являются логистические операции и функции. Логистическая операция - это любое элементарное действие или совокупность действий, приводящее к преобразованию, параметров материального и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи.

Декомпозиция логистического процесса до конкретного набора операций является сложной и трудоемкой задачей, которая решается обычно на уровне отдельной фирмы.

Логистические операции выполняются в основном силами операционных звеньев менеджмента в соответствующих функциональных подразделениях компании и ее партнеров. Целесообразность, выделения логистической операции должна диктоваться практической возможностью и необходимостью учета затрат ресурсов на ее выполнение.

Логистическую функцию образует обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности управления логистическим процессом.

Логистические функции зависят от отраслевой и продуктовой; специализации, корпоративной и логистической стратегии, организационной структуры управления фирмой, логистической инфраструктурой, корпоративной информационной системы. Обособление логистических функций напрямую связано с выделением на предприятии структурных подразделений службы логистики, отвечающих за управление закупками, складированием, транспортировкой, упаковкой, грузопереработкой и т. п.

В логистике для управления потоком предусматривается выполнение таких функций, как планирование, оперативное регулирование, контроль и анализ.

В общем виде каждую функцию управления можно охарактеризовать следующим образом.

Функция планирования предусматривает решение задач, связанных с установлением оптимальной траектории движения потока,; формированием самого потока, установлением его интенсивности, разработкой расписания (графика) следования потока и др.

Функция оперативного регулирования представляет реализацию на практике запланированного режима движения потока, включая диспетчеризацию перемещаемых объектов, выработку и ввод в действие управляющих воздействий. К последним можно отнести следующие мероприятия:

Ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков;

Изменение траектории движения потока и его конечной точки;

Замена одних материальных ресурсов другими;

Использование резервов оптово-торговых предприятий;

Страхование поставок за счет запасов;

Включение в товарный оборот излишних и ненужных данному предприятию материальных ресурсов;

Управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами через региональные коммерческие центры и товарные биржи;

Дробление материального потока на мелкие партии поставки;

Изменение частоты поставок;

Поставки материальных ресурсов высокой степени технологической готовности;

Вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов;

Функция анализа включает комплекс задач, предусматривающих установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и затраченными средствами, выявление влияния различных факторов на фактическое значение параметров потока, расчет эффективности управления и функционирования системы в целом. Полученная аналитическая информация используется для новых циклов управления и плановых расчетов.

Функция контроля устанавливает соответствие фактических параметров движения потока заданным.

В современной логистике, как на макро-, так и на микроуровне, различают, как уже говорилось, две группы функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции связаны с выполнением конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения. К таким функциям относятся управление:

Движением сырья и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам;

Движением комплектующих от поставщиков или пунктов приемки к производственным складам или торговым хранилищам;

Уровнем производственных запасов через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного процесса и перемещения готовой продукции на оптовые склады;

Движением готовой продукции с оптовых складов на различные рынки сбыта;

Оперативной организацией потоков конечной продукции к потребителям.

Данные функции управления конкретными операциями практически в полном объеме выполнялись и выполняются в рамка традиционного управления. Методы контроля состояния управляемых объектов, генерирования управляющих воздействий и техника, их реализации остаются теми же, что используются уже в течение многих лет независимо от появления и применения концепции, логистики.

Поэтому для следования концепции логистики оперативные функции управления должны быть дополнены координационными Функции логистической координации:

Анализ рынков, на которых действует предприятие;

Выявление и анализ потребностей в материальных ресурса; для различных производственных подразделений;

Выявление динамики потребностей в материальных ресурса в зависимости от протекания производственного процесса;

Прогнозирование динамики рыночной ситуации;

Сбор и анализ информации о фактическом состоянии и потенциальных изменениях в потребностях имеющейся клиентуры;

Анализ и прогнозирование возможного расширения круга клиентуры, предложения по такому расширению.

Следовательно, для логистического управления характерно то, что важнейшее значение приобретает целеполагание, выработка критериев эффективности достижения поставленных целей, а также оперативная увязка конкретных операций, выполняемых предприятием (фирмой), с запросами рыночного окружения.

Перечень функций логистики остается неизменным для различных вариантов рыночной ситуации и наличных технологических, организационных и иных возможностей предприятия (фирмы). Однако характер этих функций, интенсивность, относительная значимость и степень взаимовлияния могут существенно варьироваться в зависимости от видов поступающих заказов и способов их удовлетворения. В этой связи необходимо рассмотреть производственно-распределительные процессы. Обычно их делят на три категории:

1) повторяющиеся (циклические) производственные процессы;

2) процессы с малым разнообразием номенклатуры выпускаемых изделий и с большими объемами выпуска (поставки) каждого наименования;

3) процессы с высоким разнообразием номенклатуры выпускаемых изделий и с малыми объемами выпуска (поставки) каждого наименования.

Примером процесса первого типа является производство и распределение подшипников, электромоторов, проверенных временем и устоявшихся медицинских препаратов, расфасованных по емкостям напитков и т. п.

В случае, когда речь идет о поставке стандартизованных товаров с выбором из постоянного ассортимента, используется узкоспециализированное и высокопроизводительное оборудование. Сборка изделий производится с использованием сборочных конвейеров. Поставщики сырья, материалов и комплектующих, как правило, являются постоянными. Персонал также обычно является постоянным, обладает большим опытом и высокой квалификацией.

Тогда функции анализа рынка сводятся к приведению клиентуры и поставщиков во взаимное соответствие с возможностями фирмы. Все виды запасов могут быть минимизированы. Должностные инструкции персонала всех видов и уровней в основном будут оставаться неизменными. Оперативные функции логистики в этом случае сводятся, как правило, к традиционным задачам управления и слежения за производством, перемещения грузоединиц с помощью различного рода конвейеров и автоматизированных транспортных средств, контроля различных директивных дат и времени выполнения операций. Пребывание изделия в производственно-сбытовой системе - очень недолгое.

В процессах второго типа речь идет о поставке изделий с некоторым разнообразием их номенклатуры и значительным объемом выпуска каждого наименования. Например, производство и поставка различных моделей автомобильных двигателей для комплектации разных вариантов собираемого автомобиля. Здесь применяется не узкоспециализированное, а специальное технологическое оборудование типа переналаживаемых производственных линий. Персонал имеет более широкую, чем в предыдущем случае, квалификацию. Используются типовые формы наряд-заказов и рабочих инструкций. В этих условиях координационные функции логистики сводятся к определению очередности и объемов запуска заказов, контролю за их выполнением, анализу условий сохранения и расширения круга клиентуры и к контролю за их выполнением, организацией и управлением связей с поставщиками материалов и комплектующих, необходимых для обеспечения выпускаемой номенклатуры.

Оперативные функции логистики в этом случае формируются исходя из того, что все запасы и незавершенное производство не могут быть сведены к минимуму. Однако их объемы по отношению к выходу и поставляемым объемам заказов невелики. Время пребывания изделия в производственной системе больше, чем в предыдущем случае, хотя в абсолютном значении и не очень велико. Скорость движения материального потока от входа к выходу достаточно велика.

Наконец, в процессах третьего типа речь идет о позаказном изготовлении и поставке изделий любого наименования. Разумеется, имеются в виду изделия, входящие в специализацию данной производственно-сбытовой системы. Объемы каждого заказа могут быть очень малы. Они могут быть мелкосерийными или даже индивидуального характера. Показательным примером является поставка штампов и пресс-форм для их последующего использования по функциональному назначению. В этих условиях используется универсальное, а не специализированное оборудование. Персонал обладает широкой квалификацией. Объемы запасов и незавершенного производства велики по отношению к выходу. Время пребывания. изделия в производственно-сбытовой системе также велико, а скорость движения материального потока от входа к выходу очень небольшая.

Для выполнения каждого заказа требуются своя документация и свои должностные инструкции.

Координационные функции логистики, определяющие анализ рынка, формирование портфеля заказов, установление оперативных связей в сфере производства и распределения, прогнозирующие поступление заказов и др., приобретают особо важное значение.

Весьма важными в этом случае являются также и оперативные функции логистики, которые должны и в этих условиях обеспечить эффективность функционирования производственно-сбытовой системы. Здесь особенно важным оказывается управление движением грузоединиц по ходу производственного процесса, включая изготовление компонентов изделия, их подачу на сборку и т. д. Таким образом, логистика в целом в последнем случае приобретает важное значение. Следует заметить: процессы третьего типа приобретают в последнее время превалирующее распространение.

^ 14 Классификация логистических операций и функций

В современной логистике существует множество классификаций логистических операций и функций.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и др.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.

Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и поставщиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и инициирующей эти потоки и управляющей ими. Затраты на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на Другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, фасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

В зависимости от уровня организации бизнеса логистические функции подразделяют на базисные, ключевые и поддерживающие.

Набор функций в каждой группе определяется особенностями логистических процессов и организацией службы логистики в конкретной фирме.

К базисным логистическим функциям относятся снабжение, производство и сбыт (распределение). Действительно, указанные три логистические функции осуществляются практически любым товаропроизводителем.

Снабжение - обеспечение фирмы-производителя или торговой компании необходимыми видами материальных ресурсов или готовой продукции.

Производство - создание необходимых обществу продуктов личного и производственного потребления с использованием орудий и предметов труда.

Сбыт (распределение) - физическое перемещение и управление запасами готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и/или логистических посредников.

В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:

Поддержание стандартов обслуживания потребителей;

Управление закупками

Транспортировка;

Управление запасами;

Управление процедурами заказов;

Управление производственными процедурами;

Ценообразование;

Физическое распределение.

Рассмотрим подробнее содержание этих функций.

Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибуции товаров и послепродажного сервиса являются первоочередными задачами логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология всеобщего управления качеством, обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 Международной организации по стандартизации (International Standard Organization) требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и использования логистических подходов по обеспечению более высокого уровня качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами.

Организация и управление закупками на фирме включают комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки материальных ресурсов производственным подразделениям фирмы и т. п.

Транспортировка является одной из комплексных ключевых логистических функций, так как без нее практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность процессов перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется и тем, что затраты на нее составляют в некоторых отраслях экономики значительную часть суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т. п.

Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если при транспортировке продукции решающее значение имеет фактор места, то при управлении запасами - фактор времени. Обычно.всегда есть определенная потребность в запасах материальных ресурсов и готовой продукции, играющих роль буфера между поставщиками материальных ресурсов и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями готовой продукции - с другой. Снижая риски возникновения дефицита материальных ресурсов в процессе производства продукции или неудовлетворенного спроса на готовую продукцию у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровня запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей.

Функция управления процедурами заказов определяет порядок получения и обработки заказов, моменты получения готовой продукции или оказания услуг потребителю, а также инициирует работу фирменной распределительной сети или логистических посредников по доставке и продаже готовой продукции потребителям. Эта функция напрямую определяет уровень качества обслуживания потребителей.

Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую функцию в производстве продукции. С позиций логистики, важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции) управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции. При этом определяющее значение имеют логистические задачи календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращения длительности производственного цикла и т. п.

Функция ценообразования, тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы - производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

К поддерживающим логистическим обычно относят функции, приведенные ниже.

Складирование представляет собой функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных ресурсов, готовой продукции; планирование размещения запасов; проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т. п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещение продукции на складских стеллажах и т. п. Данная комплексная логистическая функция обычно связана с выбором технологического оборудования для организации перемещения грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т. д.

Защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта в процессах дистрибьюции готовой продукции производителей, принадлежит важная роль. Кроме того, она в значительной степени влияет на потребительский спрос. Применение в физическом распределении, стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования. К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры возврата товаров, которые по каким-либо; причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудования и обеспечения потребителей запасными; частями процедуры возврата готовой продукции предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда относят к ключевым логистическим функциям.

В процессах производства и сбыта готовой продукции возникают так называемые вторичные материальные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные ресурсы образуют специфические потоки, управление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.

Современные логистические системы не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможным реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических действий, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Разделение логистических функций на базисные, ключевые и поддерживающие сложилось исторически. Это связано с эволюцией бизнеса, развитием маркетинга, менеджмента и логистики в промышленно развитых странах. Так, например, выделение в качестве основных логистических функций поддержания стандартов качества потребителей - следствие того, что в большинстве корпоративных стратегий присутствует ориентация на высокое качество товаров и услуг. Отнесение к ключевым логистическим функциям транспортировки и управления запасами объясняется высоким удельным весом издержек обращения.

Рассмотренные логистические функции являются основными, но не исчерпывающими.

В западной экономической литературе продолжается дискуссия об этой комплексной логистической функции. Некоторые исследователи считают физическое распределение чуть ли не синонимом логистики, другие подменяют им понятие "дистрибуция". Связано это с эволюцией логистической концепции на Западе, когда с 1950-х до середины 1970-х гг. термин "физическое распределение" по существу использовался вместо термина "логистика", но в понятийном, плане представлял собой менеджмент готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики.

Системообразующая функция представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В узком смысле слова логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства).

Интегрирующая функция обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных экстремумов к общей оптимизации.

Регулирующая функция - логистическое управление материальными и сопутствующими потоками, направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком смысле управляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам целого. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы.

Результирующая функция направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия "снабжение - производство - распределение - потребление", иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

В практическом плане на современном этапе развития логистический подход состоит в установлении адекватности материального, финансового и информационного потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и т. п.

Общепринятая формулировка основной идеи логистики, согласно которой все стадии снабжения, производства, транспортировки и сбыта рассматриваются как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта и связанной с ним информации, возникла в соответствии со стремлением представить все названные этапы в равно детерминированном и моделируемом виде. Процессы, происходящие внутри предпринимательской структуры, и ранее были четко детерминируемы и контролируемы. Это состояние обеспечивалось однозначной системой управления и нормирования. На каждом предприятии определена вертикаль управления и подчинения, система делегирования полномочий и ответственности, существуют положения о подразделениях предприятия, совокупность должностных инструкций, технологических процессов, разрабатывается план производства, график запуска - выпуска готовой продукции и т.д. В совокупности эти документы составляют базу четкого администрирования и достижения поставленных целей. Среда обращения, в которой реализуются процессы снабжения и сбыта (издержки которых, по оценкам экспертов, составляют не менее 75% общих издержек) характеризуется как совершенно другим характером управления, так и более высоким уровнем неопределенности.

Перед логистикой встала задача сопряженности и сочетаемости в экономико-математических моделях этих достаточно отличающихся друг от друга сфер. Для этого потребовалась подробная структуризация процессов, протекающих в сфере обращения, что и нашло свое отражение в формировании системы логистических операций и функций, которые стали одними из фундаментальных понятий логистики.

Логистической операцией (logistical operation) называется любое элементарное действие или их совокупность, приводящие к преобразованию параметров материальных и/или сопутствующих им информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащие дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

К логистическим операциям относятся, например, такие действия с материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления грузов и т.п.

Логистическая операция может рассматриваться как самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков |73|.

К логистическим операциям следует отнести не только погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции (которые обычно исчисляются бухгалтерским методом), но и коммерческие операции по формированию хозяйственных связей, подбору деловых партнеров, процесс принятия предпринимательских решений (исчисленные на основе экономического метода с учетом возможной альтернативной стоимости указанных составляющих). Логистические операции подразделяются на внешние, направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта, и внутренние - для реализации логистических функций фирмы.

Трансакционная природа логистики предопределяет разделение логистических операций на одно- и двухсторонние, связанные с переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое, с добавленной стоимостью или без таковой. Наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, хранение, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, перемещение ресурсов внутри фирмы (internal inventory transfer), а также сбор, хранение и обработка информации, адекватной данному материальному потоку.

Степень детализации логистических операций зависит от следующих основных факторов:

  • - вида логистической системы (микро-, мезо- или макроуровень);
  • - характеристик окружающей экономической среды; видов и параметров основных и сопутствующих потоков; целей логистических стратегий, концепций, технологий и базовых систем;
  • - комплексных показателей эффективности логистики;
  • - имеющейся или проектируемой системы учета, контроля и мониторинга показателей логистического плана (системы логистического контроллинга);
  • - корпоративной информационной системы, поддерживающей логистику;
  • - технологии и техники моделирования логистических бизнес-процессов и т.д.

Декомпозиция логистического процесса до уровня однозначно детерминированного набора операций - сложная и трудоемкая задача. Она решается обычно на уровне фирмы в рамках построения информационно-управляющей модели предприятия, выбора соответствующей корпоративной информационной системы и моделирования логистических процессов.

Эффективность планирования и принятия решений в логистических системах во многом определяется правильно построенной корпоративной базой данных по логистическим операциям, являющейся частью общей базы данных корпоративной информационной системы. При этом на каждую логистическую операцию должны быть отнесены затраты финансов, времени и труда, что является базой для нормирования затрат ресурсов в компании и позволяет эффективно контролировать показатели логистического плана.

Укрупненная группа (совокупность) операций, однородных с точки зрения их цели и направленных па реализацию корпоративных целей логистической системы, представляет собой логистическую функцию.

Понятие "логистическая функция" достаточно широко распространено в практике бизнеса и в литературе по логистике, однако оно часто варьируется на уровне контекста в зависимости от объекта исследования или позиции исследователя. С практической точки зрения выделение логистических функций связано с теми же основными факторами, что и детализация логистических операций. Классификация логистических операций и функций представлена на рис. 3.6.

Рис. 3.6.

На микроуровне логистической функцией принято считать обособленную совокупность логистических операций, выделенную с целью повышения эффективности управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса.

На уровень агрегирования логистических операций в функции влияют: отраслевая и продуктовая специализация, корпоративная и логистическая стратегии, организационная структура управления фирмой, логистическая инфраструктура, корпоративная информационная система.

Обособление логистических функций чаще всего напрямую связано с выделением в компании структурных подразделений службы логистики или отдельных менеджеров, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.п.

Логистические системы

Понятие ЛС является одним из базовых понятий логистики. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Классификация систем

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности ). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и членимость . Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.
2. Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.
3. Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.
4. Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:

· внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

· внешние ЛС решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

· интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макрологистическая система – крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистическихсистем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:

· по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

· по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

Рассмотрим свойства системы в применении к ЛС.

Целостность и членимость . ЛС имеет свойство целостности. Это означает, что ЛС может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны ЛС может быть разделена на отдельные элементы. Элементами ЛС на макроуровне, т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы ЛС рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами ЛС на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.

Логистические операции (ЛО)– совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, складирование, упаковку и др. К ЛО с информационным потоком относятся сбор, обработка и передача информации, соответствующей МП.

Классификация логистических операций

Односторонние и двусторонние ЛО определяются фактом перехода или неперехода права собственности на товар, а также страховых рисков с одного юридического лица на другое. Эти различия проявляются при работе со входными и выходными МП.

ЛО с добавленной стоимостью и без добавленной стоимости изменяют потребительские свойства товара (например, расфасовка), но выполняются в различных сферах, соответственно в сфере производства и в сфере обращения (например, в фасовочном цехе оптовой базы).

5. Логистические системы

1. Понятие логистической системы (ЛС)

Система множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

    Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.

    Интегративные качества – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

    Связи. Между элементами системы существуютсвязи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы долджны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.

    Организация –это упорядоченность, определенная структура связей между элементами системы, .

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные ЛФ. Она как правило состоит из нескольких подсистем и имеет развитиые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Примеры ЛС: промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д.

Макрологистическая системакрупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах.

Микрологистические системы это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Это могут быть производственные, торговые предприятия, территориально-производственные комплекы.

Рассмотрим свойства системы в применении к ЛС.

1. Целостность и членимость. Элементами ЛС на макроуровне , т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт (рис.3.1а). ЛС на микроуровне представлена на рис.3.1b. Отдельные элементы ЛС также являются системами, поэтому их еще называют подсистемами.

Рис.3.1.Целостность и членимость ЛС на макро- и микро- уровнях.

2. Связи . В макрологистических системах связи между отдельными элементами устанавливаются на основе товарно-денежных отношений, оформленных в виде договора. Внутри микрологистической системы элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, т.е. основа связей бестоварная, организационная.

3. Организация. Связи между элементами упорядочены различными законодательными, нормативными документами, положениями, должностными инструкциями.

4. Интегративные качества. Только ЛС в целом может поставлять товар, выполнив все требования поставки, а также приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям внешней среды. Отдельные элементы ЛС самостоятельно не могут решать подобные задачи.

На уровне макрологистики выделяют три вида ЛС:

ЛС с прямыми связями: Производитель => Потребитель

Эшелонированная ЛС: Производитель => Посредник => Потребитель

Гибкая ЛС: Посредник

Производитель Потребитель