Пословицы про труд и лень. Конспект занятия в старшей группе "Труд человека кормит

Труд и лень — два антонима, два противоположных понятия. В русских пословицах и поговорках они тоже часто противопоставляются друг другу. Труд народ почитает и хвалит, лень — порицает и всячески высмеивает. Все эти моменты нашли отражение в пословицах про труд и лень .

Труд и лень

Труд человека кормит, а лень - портит

Всей и удали у него - что за ложкой потеть.
Где бы ни работать, лишь бы не работать.
Где много слов, там мало дела.
Где работают - там густо, а в ленивом доме - пусто.
Люди жать, а мы с поля бежать.Гулять - не диво, работать ленива.
Делать не заставят, зато и есть не поставят.
Люди за дело, а мы за безделье.
Люди пахать, а мы руками махать.
Люди работают, а он потеет.
Маленькое дело лучше большого безделья.
На работу боком, а с работы скоком.
Наработался - за ложку берись, а лентяй - без ужина спать ложись.
Не на то руки даны, чтобы даром болтались.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец.

Пахарю земля - мать, а лодырю - мачеха.
Работа - с зубами, а лень-с языком.
Работа силушку копит, а лень ее топит.
Ранние пташки росу пьют, а поздние - слезы льют.
Ржи много в поле, да лентяям нет доли.

За дело - не мы, за работу - не мы, а поесть да поспать - против нас не сыскать.


Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.
В чужих руках всякое дело легко.


Ест руками, а работает брюхом.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
Впрямь долбил Данило, да вкось пошло долбило.

Труд

Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.

Землю красит солнце, а человека - труд.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Труд человека кормит, а лень портит.
Труд кормит и одевает.
Без хорошего труда нет плода.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Зажиточно жить - надо труд любить.
В труде победить - мир укрепить.
Где труд, там и счастье.
От бессонницы трудом лечатся.
Без труда в саду нет плода.
Без труда и отдых несладок.
Без труда не проживешь.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.
Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
Всякий труд достоин награды.
Где охота и труд, там поля цветут.
Землю солнце красит, а человека - труд.
Какие труды, такие и плоды.
Кто любит труд, того люди чтут.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.
Любовь и труд счастье дают.
Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.
Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Труд создал человека.
Человек славен трудом.
Рукам работа - душе праздник.
Труд и накормит и научит.
Кто не работает, тот не ест.
Кто не сеет, тот не жнёт.
Лёжа пищу не добудешь.
Словами поле не засеешь.
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Не ленись с плужком – будешь с пирожком.
Без труда нет совершенства.
Без труда ничего не дается.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.

Лень

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

В комнате грязь - хоть репу сей.
Видно неряху по грязной рубахе.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Длинная нитка - ленивая швея.
Долго спать - добра не видать.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Ему замеси да и в рот понеси.
Еще в пеленках, а лень с теленка.
Живет как птица небесная: не сеет, не жнет.
Зацепившись за пень, простоял весь день.
Ленивого хорошо за смертью посылать.
Лежит на печи, да ест калачи.
Ленивому Микишке все не до книжки.
Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони.
Много спать - мало жить: что проспано - то прожито.
Мы работы не боимся, на работу не пойдем.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Один пашет, а семеро руками машут.
Под лежач камень вода не течет.
Проглотить-то хочется, да прожевать-то лень.
С лодырем поведешься - горя наберешься.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
У лодыря что ни день, то лень.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Хорошо бы пахать, да рук не марать.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Перечисленные пословицы были найдены в книгах:
И. М. Снегирев. «Русские народные пословицы и притчи».
Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».
А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки».
О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения».
Даль В.И. «Пословицы русского народа».
А.И. Соболев «Русские пословицы и поговорки».
М. А. Рыбникова. «Русские пословицы и поговорки».









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: воспитание положительных качеств личности.

Задачи:

  • Помочь детям осознать значение труда.
  • Развивать память, мышление на основе анализа пословиц.
  • Воспитывать трудолюбие.

Ход занятия

I Орг. момент.

Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

II Вступительная беседа.

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

О чём стихотворение? (о труде)

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о труде)

III Основная часть.

Слайд №1.

Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)

Слайд №2.

На нашем занятии будут часто звучать слова:

Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Рассказ “Два плуга”.

Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)

2. Обсуждение литературных произведений.

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост”)

Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)

Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)

Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)

В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

3. Практическое задание для учащихся.

Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

  • Старательность
  • Добросовестность
  • Завистливость
  • Умение заставить себя
  • Необязательность
  • Умение трудиться

4. Пословицы.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

Игра “Доскажи пословицу”.

  • Деревья смотри в плодах, а людей......(смотри в делах)
  • Терпенье и труд....(всё перетрут)
  • Под лежачий камень.....(и вода не течёт)
  • Маленькое дело....(лучше большого безделья)
  • Не спеши языком....(спеши делом)
  • Любишь кататься - .....(люби и саночки возить)
  • Делу время....(потехе час)
  • Ищи невесту не в хороводе......(а в огороде)
  • Человек от лени болеет, а....(от труда здоровеет)
  • У лентяя Федорки всегда.....(отговорки)
  • Бездельник, что бесплодное.....(дерево)

Слайд №3.

А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно)

Была бы охота – будет ладиться работа. (За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится)

5. Инсценировка “Сказка про лень”

(действующие лица: лодыри, аптекарь)

Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.

Аптекарь:

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

Посмотрите на картинку.

Слайд №4. (Иллюстрация лентяя)

Как вы думаете кто это? Как выглядит лентяй?

Физминутка.

Давайте не будем лентяями, будем бодрыми и весёлыми. Немного подвигаемся.

Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? Физ. и куль, и ту и ра
Руки вверх, руки вниз – это физ.
Крутим шею, словно руль – это куль.
Ловко прыгай в высоту – это ту.
Бегай полчаса с утра – это ра.
Занимайся этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура
Вот что значит физкультура.

Слайд №5.

6. Отгадайте кроссворд.

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

  • Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)
  • Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)
  • Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)
  • Какая главная черта характера лентяя? (Лень)
  • Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)
  • Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)

Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!

Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет) – Почему? (Человеку нужно самому всё делать: умываться, трудиться и тогда всё у него будет в порядке)

Послушайте другое стихотворение.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)

Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди)

Слайд №6.

Показ картинки с комнатой, где всё валяется.

Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)

Внимательно послушайте стихотворение Г.Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.

Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У нас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа
И для начала он ногой
Котёнка пнул в прихожей
Искал в шкафу, вставал на стул
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган
Упал со шкафа чемодан,
И понеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты и прочие предметы.

Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)

Кто пострадал от его действий?

Будет ли порядок в доме при таком поведении мальчика?

Слайд №7.

Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

Какие люди живут здесь? (Аккуратные, трудолюбивые)

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

Слайд №8.

7. Правила трудолюбивого школьника.

А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника.

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

Какая неделя у нас проходила в группе на прошлой недели? (Неделя труда)

Кого в группе можно назвать самым трудолюбивым?

Кого в группе можно назвать ленивым?

Конспект внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Тема: «Труд кормит, а лень портит».

Класс : 3

Цель :обобщить знания детей о труде и лени в пословицах и поговорках.

Задачи:

Образовательные: р асширять информационную базу учащихся, знакомство с сокровищницами общечеловеческой культуры уточнять и расширять запас конкретных представлений по данной теме; способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления памяти, используя стихи, пословицы, поговорки.

Развивающие: развивать логические мыслительные операции, устную речь младших школьников.

Воспитательные: прививать любовь к устному народному творчеству; формировать чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение к гостям и друг другу; совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

Метапредметные:

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы, выделение проблемы, выполнение сравнения, аналогии, установление причинно-следственных связей;

Регулятивные – принимать поставленную задачу познавательной деятельности; оценивать познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные - умение слушать и понимать других;формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

владение диалогической и монологической речью.

Личностные: оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

Средства обучения (интернет-ресурсы): презентация, проектор, дидактический материал (карточки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть (мотивация и актуализация познавательной деятельности)

- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

О чём стихотворение?

Рассмотрите фотографии.

Людей, каких профессий вы видите на них?

Что объединяет этих людей?

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?

Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу?

Хорошо, молодцы.

Приветствуют учителя.

О труде

Отвечают.

Эти люди трудятся, выполняют определенную работу.

О труде

Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, чему-то учиться, а ленивый человек ничего не делает.

2. Основная часть занятия (10 минут)

На нашем занятии будут часто звучать слова, представленные на слайде. Что эти слова обозначают?

Труд

Трудолюбие

Трудолюбивый

Лень

- Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте. О чем этот рассказ?

Два плуга”

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот.

– А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

О чём этот рассказ?

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ?

Дети, на доске написаны пословицы. Какая, по вашему мнению, пословица подходит к этой сказке? Почему?

КТО НЕ РАБОТАЕТ - ТОТ НЕ ЕСТ.

КАК ТЫ К РАБОТЕ, ТАК И РАБОТА К ТЕБЕ.

КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ.

ПО ТРУДУ И НАГРАДА.

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях?

Как относятся к ленивым людям? - Почему?

- Что труд даёт человеку?

- В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

    Старательность

    Добросовестность

    Завистливость

    Умение заставить себя

    Необязательность

    Умение трудиться

- В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

Игра “Доскажи пословицу”.

    Деревья смотри в плодах, а людей......

    Терпенье и труд....

    Под лежачий камень.....

    Маленькое дело....

    Не спеши языком....

    Любишь кататься - .....

    Делу время....

    Ищи невесту не в хороводе......

    Человек от лени болеет, а....

    У лентяя Федорки всегда.....

    Бездельник, что бесплодное.....

А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Не сиди, сложа руки – не будет и скуки.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Физминутка.

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться?

Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря?

Какое состояние любит лентяй больше всего?

Какая главная черта характера лентяя?

Что на уроке заменяет лентяю кровать?

Так куда же загоняют лентяя из-под палки?

-Правильно, ребята.

Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!

Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? Почему?

Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

Какие люди живут здесь?

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

Составьте правила трудолюбивого школьника.

Воспринимают.

– вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

– любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

– любящий трудиться.

– отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Воспринимают, анализируют.

-О труде и лени.

Потому что он трудился

Он потемнел и покрылся ржавчиной

Труженика и лентяя

Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет.

Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост»

Их не любят. Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.

Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо

Выполняют задание

Смотри в делах

Все перетрут

И вода не течет

Лучше большого безделья

Спеши делом

Люби и саночки возить

Потехе час

А в огороде

От труда здоровеет

Отговорки

Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно.

За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится.

Отгадывают кроссворд

Нет, потому что человеку нужно самому все делать: умываться, трудиться, тогда у него все будет в порядке.

Аккуратные, трудолюбивые.

Составляют.

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

3. Заключительная часть (рефлексия познавательной деятельности) (2 мин.)

Наше занятие подошло к концу.

Что вам больше всего понравилось?

Какие задания у вас вызвали затруднения?

Надеюсь, на сегодняшнем занятии вы узнали для себя что-то новое и сможете применять полученные знания в дальнейшем.

Все большие молодцы. Спасибо за занятие!

Выполняют рефлексию познавательной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Авось да небось доводят до того, что хоть брось.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
Авось небосю родной брат.
Авоська веревку вьет, небоська петлю затягивает.
Авоськал, авоськал, да и доавоськался.
Аршин да кафтан да два на заплаты.
Ах, да рукою мах - а на том реки не переехать.
Ах и ох - не пособники.
Баснями закрома не заполнятся.
Баснями сыт не будешь.
Безделье - мать пороков.
Безделье - сестра болезни.
Беспечному все трын-трава: поехал ни по что, привез ничего.
Борода по колено, а дров ни полена.
Бредет как слепец по изгороди.
Брехать - не топором махать, брехнул - да и отдохнул.
Был бы покос, да пришел мороз.
В дождь избы не кроют, а в вёдро и не каплет.
В комнате грязь - хоть репу сей.
В лес идут, а на троих один топор берут.
В пашне огрехи, а на кафтане прорехи.
В чужих руках всякое дело легко.
Ведрами разольешь, так каплями не соберешь.
Видно неряху по грязной рубахе.
Вилкой - что ýдой 1 , а ложкой - что неводом.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
Впрямь долбил Данило, да вкось пошло долбило.
Всей и удали у него - что за ложкой потеть.
Где бы ни работать, лишь бы не работать.
Где много слов, там мало дела.
Где ни поживет, добра не наживет.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Году не прошло, ан уж и кончили.
Гоняется за мухой с обухом.
Гоняется как медведь за воробьями.
Горница хороша, да окна кривы.
Гулять - не диво, работать лениво.
Дай яичко, да еще и облупленное.
Дела не делает и от дела не бегает.
Делавши - смеялись, а сделавши - плачем.
Делать не заставят, зато и есть не поставят.
Делать - не я, работать - не я, а есть кисель - нет против меня.
Делать спустя рукава.
Дело не медведь - в лес не уйдет.
Дело от безделья.
Длинная нитка - ленивая швея.
Для ленивой лошади и дуга в тягость.
Догулялись мужики: нет ни хлеба, ни муки.
Долго спать - добра не видать.
Долго спать - с долгом вставать.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Доплясались, что без хлеба остались.
Дулась гора родами, а родила мышь.
Ему замеси да и в рот понеси.
Ему лень лениться, а не только шевелиться.
Если косить языком, спина не устанет.
Ест руками, а работает брюхом.
Есть калачи - не сидеть на печи.
Ехал бы воевать, да ленив вставать.
Ехал прямо, да попал в яму.
Еще в пеленках, а лень с теленка.
Живет как птица небесная: не сеет, не жнет.
Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.
Жнем рано, а сеем поздно.
За все берется, да не все удается.
За море - по еловы шишки.
Застала зима в летнем платье: а мы чаяли, и зимы не будет.
Зацепившись за пень, простоял весь день.
И готово, да бестолково.
И дурак праздники знает, да будней не помнит.
И камень мохом обрастает.
И поедим, и спляшем, только пашни не вспашем.
Игра игрою, а дело делом.
Из рук вон плохо.
Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
Ищет, где по сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.
К готовому костру легко щепу подгребать.
К пустой избе замка не надо.
Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.
Как жук в навозе копается.
Как куры бродят.
Как ленивая лошадь: что ударишь, то уедешь.
Как медведь в лесу дуги гнет.
Как на охоту идти, так и собак кормить.
Как слон слоняется.
Как собака мух ловит.
Как хочешь зови, лишь хлебом корми.
Как через пень колоду.
Кляча воду возит, а козел бородкой потряхивает.
Кнуты вьет да собак бьет.
Конь с запинкой да мужик с заминкой - не надорвутся.
Корова на дворе, а вода на столе.
Кто долго спит, тому денег не скопить.
Кто зевает, тот воду хлебает.
Кто косить, а мы - сена просить.
Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в охотный ряд цыплятами торговать.
Ладил дед топорище, окоротил да на чеку и поворотил.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Лежи, моякуделя, хоть целую неделю.
Лежи на боку да гляди на Оку.
Лежит - неможет, а что болит - не скажет.
Ленивого хорошо за смертью посылать.
Ленивому и гриб поклона не стоит.
Ленивому и лениться лень.
Лентяй да шалопай - два родных брата.
Лень добра не делает, без соли обедает.
Лень голодом изгоняют.
Летом с удочкой - зимой с сумочкой.
Лихо ленивому до лета, а там спи да лежи.
Люди жать, а мы с поля бежать.
Люди за дело, а мы за безделье.
Люди пахать, а мы руками махать.
Люди работают, а он потеет.
Люди с базара, а Назар на базар.
Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мастер - из чашки ложкой.
Много поту, да мало проку.
Много спать - мало жить: что проспано - то прожито.
Молотить - так с краю, а за стол - так в угол полезет.
Мы работы не боимся, на работу не пойдем.
На зубах мозоли натер.
На вашу лень будет еще завтра день.
На печи все красное лето.
На печи по дрова поехал.
На работу - боком, а с работы - скоком.
На словах Волгу переплывет, а на деле - ни через лужу.
Нам бы так пахать, чтоб мозолей не набивать.
Наработался - за ложку берись, а лентяй - без ужина спать ложись.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Не в коня корм.
Не на то руки даны, чтобы даром болтались.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Не переливай из пустого в порожнее.
Не печь кормит, а нивка.
Не пляшет - так прищелкивает.
Не под дождем: постоим да подождем.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Ни шатко ни валко, ни на сторону.
Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец.
Ни шьет, ни порет.
Один не тянет, а другой не везет.
Один на низу, семь на возу кричат: «Не заваливай!»
Один пашет, а семеро руками машут.
Орать - не пахать.
От двора до овина - дня половина, от овина до двора - ужинать пора.
От лени мохом оброс.
Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.
Пастуху дремать - так стада не видать.
Переводить шило на мыло.
Под лежач камень вода не течет.
Пошла по масло, а в печи погасло.
Работа - с зубами, а лень - с языком.
Работа силушку копит, а лень ее топит.
Работает не прикладая рук.
Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.
Ранние пташки росу пьют, а поздние - слезы льют.
Рано взнуздал, да поздно выехал.
С горы - далеко, на гору - высоко, а лучше никак.
С лодырем поведешься - горя наберешься.
С неуменья руки не болят.
С умом задумано, а без ума сделано.
Садит в печь пирожки, а вынимает покрышки на горшки.
Сама себя раба бьет, коль не чисто жнет.
Сбил, сколотил - вот колесо, сел да поехал - ах, хорошо! Оглянулся назад - одни спицы лежат.
Сделал дела: ни к шубе рукава, ни к кувшину дудка.
Сделать на скорую руку.
Сеяли рожь, а косили лебеду.
Сиди у моря да жди погоды.
Сидит - раскис, по бокам развис.
Сидит руки склавши.
Скажи да укажи, да в рот положи.
Сложа руки снопа не обмолотишь.
Сметать дело на живую нитку.
Сначала спичка, затем раскачка, а потом горячка.
Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
Стрелять из пушки по воробьям.
Стряпает день до вечера, а поесть нечего.
Три дня молол, а в полтора съел.
Трутень меда не носит.
У ленивого хозяина и сапоги с ног украдут.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Убить бы день, а ночи не увидим.
Хорошо бы пахать, да рук не марать.
Хорошо на печи пахать, да заворачивать круто.
Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
Шить - не сошью, а распороть сумею.


1 Т. е. удочкой.

V. ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ

Народная мудрость всегда была «учебником» жизни русских людей. Не осталась в стороне и пословица «Лень портит, а труд кормит». Давайте подробнее разберем эту фразу. Возможно, она пригодится в жизни в самые отчаянные минуты, в момент пребывания в унынии и депрессии. Кроме того, если человек преодолеет и лень, и труд, он сможет посмотреть на жизнь другими глазами. Недаром в Священном Писании говорится, что а лень окончательно портит его.

Что такое лень, что такое труд?

Лень - это нежелание умственно или физически потрудиться. Например, ученик говорит родителям: «Мне лень писать сочинение!». С другой стороны, допустим, супруга ляжет на диван с мыслями: «Лень готовить ужин!». Какое будет настроение у ее спутника жизни, если, придя домой, он обнаружит, что нет никакой еды? В данном случае жену лень портит.

А труд кормит человека (в примере с супругой). Если женщина захочет приготовить вкусную трапезу, то она накормит не только мужа, но и себя, детей. То же с учеником: если он через «не хочу» напишет сочинение, то со спокойной душой и в хорошем настроении ляжет спать.

Таким образом, труд - это физическая или умственная работа, приводящая к конечному результату. Вследствие чего у человека жизнь меняется к лучшему.

Что будет с человеком, если он ленивый?

Очень важно понять, к чему может привести лень. Наверняка многие из вас замечали, что ленивого человека никто не уважает. Да и он сам себя практически не любит (хотя ему кажется обратное).

Кроме того, у ленивого жилище неухоженное, сам человек может быть неряшливым. Сразу видно, что человека лень портит. А труд кормит того, кто готов переступить через желание отдохнуть от всех дел.

Характер и настроение ленивого

Как правило, лень приводит к унынию, депрессии и потере смысла жизни. Человек день за днем проводит время в мечтах, чахнет на глазах и даже заболевает. Не случайно придумана пословица «Лень портит, а труд кормит». Действительно, она портит человека в первую очередь изнутри. Лентяй не удовлетворен своей жизнью, ему кажется, что судьба не благосклонна к нему.

Что будет с трудолюбивым?

Если бы ленивый начал трудиться, то его жизнь изменилась бы в одночасье. Например, человек постоянно лежит на диване, ничего не делает. В комнате скопилось много пыли, в холодильнике пусто. Чтобы хоть что-то изменилось в лучшую сторону, нужно встать, пойти в магазин за продуктами, помыть полы, протереть пыль. В данном случае человек сам поймет, что лень портит, труд человека кормит, радует, дарит надежду на лучшее и хорошее настроение.

Характер и мировоззрение трудящегося человека

Трудолюбивый человек не устает от любой работы, как умственной, так и физической. Сделав необходимые дела, он со спокойной совестью отходит ко сну. Ежедневно он намечает планы на день, исполняет их, тренируя силу воли. Соответственно, у такого человека всегда хорошее настроение, есть цели и стремления. У него все есть, все что нужно для благополучия.

Кроме того, к нему всегда обращаются за помощью, его все уважают. А также трудолюбивый получает в жизни гораздо больше благ и богатства, чем он ожидает.

Как побороть лень?

Вам известно, что лень портит, а труд кормит, но все равно не хочется ничего делать. Как поступить? Желательно вспомнить моменты из своей жизни, когда сделанное дело принесло радость. Обычно в таких случаях появляется стимул.

В целом, чтобы совершить хорошее дело, нужно пересилить себя, переступить через лень. Недаром в православной церкви лень считается грехом. С ним и нужно бороться. Если не получается самостоятельно справиться, следует попросить помощи у Бога.

Мы желаем вам, чтобы у вас была любовь к труду, хорошее настроение, и чтобы вы достигли поставленных целей, которые воплощаются только через трудолюбие и желание творить добро.