Традиции и новации в работе с детьми: flash-семинар для детских библиотекарей ко Дню работника культуры. Шарканская районная библиотека Александр Солженицын

Уважаемые коллеги!

Построение информационного общества в России в настоящее время является приоритетом государственной информационной политики.

9 мая 2017 года Президент РФ В.В. Путин подписал указ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Цель Стратегии – обеспечение условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. Основными принципами принятого документа являются:
а) обеспечение прав граждан на доступ к информации
б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией
в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг
г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий
д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях
е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере
3 июня 2017 года премьер-министр РФ Д.А. Медведев утвердил Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, которая станет основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства в России объявлено Десятилетие детства (указ Президента РФ № 240 от 29 мая 2017 года).
На 2018 год приходится ряд знаменательных дат, связанных с именами и знаковыми событиями в литературе, культуре и истории.
В следующем году весь мир будет отмечать 100-летие со дня рождения русского писателя А.И. Солженицына. Празднование этой знаменательной даты в России будет проводится согласно указа Президента РФ № 474 от 27 июня 2014 года.
Юбилейными датами года являются:
1030 лет Крещения Руси
75 лет разгрома гитлеровских войск под Сталинградом
150 лет со дня рождения русского писателя М. Горького
190 лет со дня рождения русского писателя Л.Н. Толстого
200 лет со дня рождения русского писателя И.С. Тургенева
80 лет со дня рождения советского поэта, автора-исполнителя песен и актера В.В. Высоцкого
145 лет со дня рождения русского писателя, прозаика и публициста М.М. Пришвина
В целях развития добровольчества (волонтерства) в России Президент РФ В.В. Путин подписал Указ № 583 от 6 декабря 2017 г. «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)».
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius – добровольно) – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона РФ – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
11 марта 2018 года в России состоятся выборы Президента РФ. Поэтому правовое просвещение граждан будет являться одним из важных участков работы. Напоминаем, что избирательная комиссия Липецкой области проводит очередной конкурс «Библиотеки Липецкой области и правовое просвещение избирателей» в период с 1 марта 2017 года по 30 апреля 2018 года.

Ежегодный областной конкурс «Библиотека года» в 2018 году будет посвящен теме «Продвижение чтения: Новый формат». Конкурс проводится по следующим номинациям:
- «Технологии продвижения чтения: Идеи и воплощение»
К рассмотрению принимаются материалы, рассказывающие о результативных формах продвижения чтения.
- «Собственные ресурсы библиотеки»
К рассмотрению принимаются собственные продукты, расширяющие информационные ресурсы библиотеки: печатные издания, мультимедийные продукты, электронные издания.
- «Продвижение чтения в электронном пространстве»
К рассмотрению принимаются материалы, раскрывающие формы, методы продвижения чтения через сайт библиотеки, социальные сети, блоги.
- «Межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов»
К рассмотрению принимаются материалы, характеризующие активное использование и рекламу данных библиотечных услуг.
При необходимости Вы можете приглашать специалистов ЛОУНБ для практического участия в районных семинарах и совещаниях.
Свои замечания, пожелания и предложения по организации учебы кадров направляйте в НМО областной научной библиотеки по адресу

Семинар 1

Библиотека – территория общения

Современная публичная библиотека – это не только место свободного доступа к информационным ресурсам, но и комфортная среда для читателей. Библиотека все больше становится местом свободного общения, открытой площадкой для творчества и самореализации, проведения общественных акций. В связи с этим библиотечное пространство модифицируется и приобретает новое значение в жизни людей.
В ходе семинара мы предлагаем рассмотреть варианты деятельности библиотеки и сформулировать роль своей библиотеки в местном сообществе:
- центр культурного досуга
- площадка межкультурного диалога
- место реализации запросов людей на участие в общественной жизни, в обсуждении проблем местного сообщества
- площадка для интеллектуального общения
- площадка для неформального общения
- площадка для творчества и самореализации
- ресурсная площадка для самообразования человека

План семинара

Консультация «Трансформация библиотечного пространства: Современные подходы и требования»
Консультация «Библиотека – информационный центр рекреационного туризма»
Круглый стол «Новая роль библиотеки как места коммуникации и public learning»

Вопросы для обсуждения:

Библиотека как «третье место»
- Создание положительного имиджа библиотеки
- Роль библиотеки в жизни современного села
- Эффективное использование библиотечного пространства
- Творческие мастерские – шаг библиотеки в будущее
- Библиотека – пересечение реального и виртуального пространства

Список литературы

1. Матлина С.Г. Библиотечное пространство: воображаемый образ и реальность / С. Г. Матлина. – М. : Библиомир, 2015. – 232 с.

***

2. Гурьева Г. Качество жизни в наших руках: [советы активных горожан при библиотеках] / Г. Гурьева // Библиотека. – 2017. – № 9. – С. 15-19.
3. Шайбекова М. Простор для фантазий и развлечений или как мы проложили путь к успеху / М. Шайбекова // Библиотека. – 2017. – № 6. – С. 51-52.
4. Андон О. От поэтических чаепитий до библиопродленки: площадка для реализации инициатив жителей села / О. Андон // Библиополе. – 2017. – № 6. – С. 8-11.
5. Жолнерчук В. Наши принципы – открытость, доступность, прозрачность / В. Жолнерчук // Библиотека. – 2017. – № 5. – С. 14-19.
6. Байдан Е. Что вы делаете сегодня вечером? : [интеллектуально-досуговый центр «Библиотека Плюс»] / Е. Байдан // Библиополе. – 2017. – № 5. – С. 10-14.
7. Аграновский Н. От каллиграфии до литья бетона / Н. Аграновский // Библиополе. – 2017. – № 3. – С. 14-17.
8. Швец М. Ребрендинг: от имени к концепции: формирование пространства библиотеки как территории общения с посетителями / М. Швец // Библиополе. – 2017. – № 2. – С. 9-13.
9. Иванова Е. Удивительная грувология или встречи в формате «антикафе» / Е. Иванова // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 25-27.
10. Ухова В. На работу вместе с мамой: создание коворкинг-зоны для родителей / В. Ухова // Библиополе. – 2017. – № 1. – С. 14-17.
11. Кравцова Н. Молодые, активные, яркие, креативные привлекают всех: [зоны открытого и неформального общения для молодежи] / Н. Кравцова // Библиотека. – 2016. – № 9. – С. 56-59.
12. Грищенко Н. Аккорды звучат в фойе / Н. Грищенко // Библиотека. – 2016. – № 4. – С. 50-52.
13. Библиотека в природном и культурном ландшафте: [тема номера] // Библиотечное дело. – 2016. – № 2. – С. 15-17.
14. Калинина Е. Стихийные собрания и плановые встречи: интернет-чайная / Е. Калинина // Библиотека. – 2016. – № 2. – С. 49-53.
15. Сверчкова Т. «Молодежный квартал» приглашает / Т. Сверчкова // Библиополе. – 2015. – № 12. – С. 2-5.
16. Сокуренко Е. «Открытые мастерские»: чему учить молодежь / Е. Сокуренко // Библиополе. – 2015. – № 5. – С. 21-26.

Семинар 2

Информационное поле современного читателя

Информационное поле современного человека включает в себя всю совокупность циркулирующей информации. Каждый из нас самостоятельно формирует свою информационную среду, просматривая газеты и журналы, интернет-источники, телеканалы, слушая радиостанции, читая книги.
С развитием информатизации в поле читательской деятельности включается все более широкий круг источников. В связи с этим углубляются и становятся более разнообразными информационные потребности пользователей. Чтобы помочь в поиске необходимой литературы, отсутствующей в библиотеке, библиотекари обращаются к электронным библиотекам, порталам и сайтам других центров информации.
Поэтому, информационная культура библиотекаря, включающая умение оперировать информацией о качественных интернет-источниках, является важным профессиональным инструментом.
В ходе семинара рекомендуется рассмотреть новые современные технологии работы с читателями и в продвижении чтения, возможности использования удаленных, сетевых и корпоративных информационных ресурсов библиотек, электронный каталог Липецкой ОУНБ.

План семинара

Консультация «Культура чтения библиотекаря. Ориентация в литературном процессе»
Консультация «Интернет – ресурсы художественной литературы»
Консультация «Межбиблиотечная кооперация в электронный век: МБА, ЭДД»

Список литературы

1. Галицких Е. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е. Галицких. – М. : Библиомир, 2016. – 272 с.

2. Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик: сб. статей / сост. В.В. Ялышева., А.С. Степанова. – Санкт-Петербург: РНБ, 2013. – 208 с.

***

3. Черняк М. Культ-товары: массовая литература современной России; Между буквой и цифрой. Современный литературный процесс; Барометр литературного процесса, или критики о критике / М. Черняк // Библиотечное дело. – 2017. – № 16. – С. 2-32.
4. Черкашина А.В. «ВКонтакте книга». Создаем позитивный контент / А.В. Черкашина // Библиотечное дело. – 2017. – № 15. – С. 20-21.
5. Марьясова Н. В. Семейное чтение в современном формате. Можно ли возродить традицию? / Н. В. Марьясова // Библиотечное дело. – 2017. – № 9. – С. 5-7.
6. Гадула И. В фокусе – подросток: [социол. исследование «Современный подросток в зеркале чтения»] / И. Гадула // Библиотека. – 2017. – № 9. – С. 54-59 ; Современная библиотека. – 2017. – № 4. – С. 10-15.
7. Зуева Л. Модель успеха слагается из букв: [социол. исследование «Детское чтение глазами родителей»] / Л. Зуева // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 41-43.
8. Ломова О. Делитесь мнениями, обменивайтесь знаниями: [проект «Книга – мост через вечность»] / О. Ломова // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 56-58.
9. Черкашина А. Путешествия по КЛАССным дорогам: [информационные технологии в продвижении чтения] / А. Черкашина // Библиотечное дело. – 2016. – № 15. – С. 29-30.
10. Кройтор Т. Чтение за полярным кругом. По следам актуального исследования / Т. Кройтор // Библиотечное дело. – 2016. – № 14. – С. 40-42.
11. Клюкина Н. Ты – то, что ты читаешь. Читательские предпочтения библиотекарей / Н. Клюкина, Ж. Петрова // Библиотечное дело. – 2016. – № 11. – С. 8-10.
12. Платонова О. Способ стать успешным: [проект «Читающий мужчина XXI века] / О. Платонова // Библиотека. –. 2016. – С. 9. – С. 18-23.
13. Коршуненко Л.И. «Человек-амфибия», и «Гарри Поттер»: исследование предпочтений юных пользователей / Л. Коршуненко // Библиополе. – 2016. – № 8. – С. 9-12.
14. Вербовский А. Экран и бумага: возможен ли компромисс между ними? / А. Вербовский // Библиотека. – 2016. - № 6. – С. 62-63.
15. Кравченко М. Осязаемость «мифа»: размышления о современной отечественной прозе или прощание... преждевременно / М. Кравченко // Библиотека. – 2016. – № 5. – С. 37-41.
16. Живанова Л. От Булгакова до Пелевина: [анкетирование] / Л. Живанова // Библиотека. – 2016. – № 3. – С. 47-49.
17. Чтение с увлечением: [тема номера] // Библиотечное дело. – 2015. – № 22.
18. Черняк М. Современная литература в диалоге с классикой: притяжения и отторжения; Автопортрет на фоне эпохи: современные писатели определяют свое литературное время /М. Черняк // Библиотечное дело. – 2015. – № 10. – С. 2-23.
19. Ивашина М. Как сделать компьютер союзником книги / М. Ивашина // Библиополе. – 2015. – № 9. – С. 10-13.
20. Бобкова О. Если вас не заметили, вы останетесь ни с чем: [виртуальный клуб «Открытое чтение»] / О. Бобкова // Библиополе. – 2015. - № 3. – С. 2-4.

Семинар 3

Александр Солженицын. Личность. Творчество. Время

В 2018 году исполнится 100 лет со дня рождения одного из самых талантливых и ярких деятелей в области литературы и публицистики XX – начала 21 вв. Александра Исаевича Солженицына. Автор таких произведений, как «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и множества повестей, рассказов, «крохоток», он навсегда вошел в жизнь каждого человека нашей страны, независимо от его воли и желания, с момента публикации его повести «Щ-854», более известной как «Один день Ивана Денисовича».
Мнения об авторе всегда складывались самые разнообразные: одни говорили о его непревзойденном таланте, ставили творчество Солженицына на один уровень с произведениями Л.Н. Толстого, другие давали очень резкую критику его взглядам, которых он придерживался как в литературе, так и в общественной жизни, третьи, признавая актуальность проблем, которые затрагивает автор в своих произведениях, предрекали негативные последствия, к которым привели или могут привести работы писателя. Несомненно, одно – его творчество стало явлением в мировой литературе, а неподдельный интерес к личности писателя сохраняется до сих пор.
Учитывая большое значение творчества писателя для отечественной и мировой культуры, а также в связи со 100-летием со дня рождения Солженицына библиотекам предстоит активизировать работу по популяризации наследия автора. Неоднозначная оценка его творчества может вызывать затруднения у библиотекарей при подготовке мероприятий. Поэтому, мы рекомендуем провести семинар, посвященный личности и творчеству писателя. Семинар может пройти в форме конференции.

План семинара

Сообщение «Жизнь и творчество А.И. Солженицына»
Обзор выставки книг и журнальных публикаций «Великий «спорный» писатель, или Подмастерье Бога на земле»
Точка зрения филолога «Изучение А.И. Солженицына в школе в контексте проблем современного литературного образования»
Просмотр документального фильма об А.И. Солженицыне
Консультация «Электронные ресурсы в помощь подготовке мероприятий, посвященных году Солженицына»
Показательное массовое мероприятие по теме семинара

Список литературы

1. Супруненко П. П. Неизвестный Солженицын: исследование жизни писателя, путешествие между строк произведений, избранная переписка и свидетельства современников / П. П. Супруненко, Ю. П. Супруненко. – Москва: URSS: ЛЕНАНД, 2015. – 311 с. – (Биографии выдающихся личностей).
2. Немзер А. «Красное колесо» Александра Солженицына: Опыт прочтения / А. Немзер. – М. : Время, 2011. – 368 с. – («Диалог»)
3. Бушин В.С. Неизвестный Солженицын: гений первого плевка / В.С. Бушин. – Москва: Эксмо: Алгоритм, 2010. – 560 с. – (Гении и злодеи).
4. Сараскина Л.И. Александр Солженицын / Л.И. Сараскина. – М. : Молодая гвардия, 2009. – 935 с. – (Жизнь замечательных людей. Биография продолжается).
5. Лакшин В.Я. Солженицын и колесо истории / В.Я. Лакшин. – Москва: Вече: Азъ, 2008. – 463 с.
6. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: учеб. пособ. / А.В. Урманов. – М. : Флинт: Наука, 2003. – 384 с.
7. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество: кн. для уч-ся / В.А. Чалмаев – М. : Просвещение, 1994. – 287 с.
8. Левитская Н.Г. Александр Солженицын: биобиблиографический указатель / Н.Г. Левитская; Сов. фонд культуры, Дом М. Цветаевой. – Москва: Б.и., 1991. – 128 с.

***

9. Солженицына Н.Д. Наталия Солженицына: весь текст пронизан болью: вдова писателя рассказала "Родине" о том, как создавалась знаменитая статья "Размышления над Февральской революцией" / беседовал В. Нордвик // Родина. – 2017. – № 2. – С. 5-14.
10. Шапиро Н.А. "Один день Ивана Денисовича" в школьном изучении / Н.А. Шапиро // Литература. – Первое сентября. – 2015. – № 2. – С. 18-21.
11. Комяти Д. Мифологическая картина мира в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: попытка исслед. / Д. Комяти // Юность. ‒ 2015. ‒ № 1. ‒ С. 72–81.
12. Анастасьев Н. О пользе цитирования / Н. Анастасьев // Дружба народов. ‒ 2014. ‒ № 12. ‒ С. 238–242.
13. Кузнецова Т.А. Тема Родины в «Крохотках» А.И. Солженицына / Т.А. Кузнецова // Уроки литературы. ‒ 2014. ‒ № 11. ‒ С. 4–9.
14. Литвинцев Г.М. Живем ли мы не по лжи: встречи с Александром Солженицыным и его уроки / Г.М. Литвинцев // Подъем. – 2014. – № 10. – С. 235-239.
15. Аннинский Л. Скорлупчатая тьма / Л. Аннинский // Дружба народов. ‒ 2014. ‒ № 9. ‒ С. 249–255.
16. Дмитренко С. "Архипелаг ГУЛАГ": вопросы изучения и чтения в школе / С. Дмитренко // Литература. – Первое сентября. – 2014. – № 5/6. – С. 5-6 ; № 7/8 – С. 36-38.
17. Михайлик Е. Один? День? Ивана Денисовича? или Реформа языка / Е. Михайлик // Новое литературное обозрение. ‒ 2014. ‒ № 2. ‒ С. 289–305.
18. Семенов К. Дом Русского Зарубежья: 9, 11 классы / К. Семенов // История. – Первое сентября. – 2014. – № 1. - С. 28-31.
19. Нива Ж. Феномен Солженицына / Ж. Нива // Звезда. ‒ 2013. ‒ № 9. ‒ С. 200–220.
20. Лекманов О.А. Русский лес в "Матренином дворе" / О.А. Лекманов // Литература. – Первое сентября. – 2013. – № 6 – С. 29-30.
21. Шенкман В.И. Матренина любовь / В.И. Шенкман // Литература. – Первое сентября. – 2013. – № 3. – С. 33-35.
22. Гордиенко Т.В. Товарищ Григорьева и другие в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» / Т.В. Гордиенко // Русский язык и литература для школьников. ‒ 2012. ‒ № 9. ‒ С. 16–21.
23. Баршт К.А. А.И. Солженицын на пути к «Красному колесу»: конф. в Доме рус. зарубежья / К.А. Баршт // Русская. литература. ‒ 2012. ‒ № 4. ‒ С. 265–267.
24. Митрохин Н. Воспоминания работников аппарата ЦК КПСС об Александре Солженицыне: фрагм. интервью / Н. Митрохин // Новое литературное. обозрение. ‒ 2012. ‒ № 3. ‒ С. 106–123.
25. Максимов В. Что значит Солженицын для каждого из нас? / В. Максимов // Континент. ‒ 2012. ‒ № 2(152). ‒ С. 552–563.
26. Золотухина Л. Дети читают Солженицына / Л. Золотухина, А. Чернышова // Искусство в школе. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 20–21.
27. Фурсенко А.М. Человек и время в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: материалы к уроку: XI кл. / А.М. Фурсенко // Литература в школе. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 14–15.
28. Никитина Л.К. Прошлое, настоящее и будущее в рассказе А. И. Солженицына «Пасхальный крестный ход»: опыт интегрир. уроков лит. и ист. : IX кл. / Л.К. Никитина, В. В. Осинцева // Литература в школе. ‒ 2011. ‒ № 8. ‒ С. 31–34.
29. Шитов А. Страсти по нобелевским лауреатам / А. Шитов // Эхо планеты. ‒ 2011. ‒ № 8. ‒ С. 33–35.
30. Чалмаев В.А. Александр Солженицын в жизни и творчестве / В.А. Чалмаев // Литература в школе. ‒ 2011. ‒ № 5. ‒ С. 9–14 ; № 6. ‒ С. 16–20 ; № 7. ‒ С. 7–11 ; № 8. ‒ С. 15–19 ; № 10. ‒ С. 10–14 ; № 11. ‒ С. 11–17.
31. Виноградов И. Солженицын-художник / И. Виноградов // Континент. ‒ 2011. ‒ № 4 (150). ‒ С. 554–562.
32. Кулакова Е.Ю. «Как пламень, русский ум опасен...»: лит. гостиная / Е.Ю. Кулакова // Читаем, учимся, играем. ‒ 2011. ‒ № 3. ‒ С. 63–72.
33. Мавлевич Н. Читать Солженицына в школе никогда не рано / Н. Мавлевич // Семья и школа. ‒ 2011. ‒ № 2. ‒ С. 2–5.
34. Мелихов А. Дрейфующие кумиры / А. Мелихов // Дружба народов. ‒ 2011. ‒ № 2. ‒ С. 194–212.
35. Прохорова Т.Г. А. Солженицын. «Матрёнин двор» / Т.Г. Прохорова // Русская словесность. ‒ 2011. ‒ № 2. ‒ С. 38–42.
36. Левицкий С.А. Этика Солженицына / С.А. Левицкий // Юность. ‒ 2011. ‒ № 1. ‒ С. 101-107.
37. Поломошнова Т.А. Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»: (IX кл.) / Т.А. Поломошнова // Русский язык в школе. ‒ 2011. ‒ № 1. ‒ С. 31–34, 45.
38. Пронина Е. Книга А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» для школы / Е. Пронина // Литература в школе. ‒ 2011. ‒ № 1. ‒ С. 47.
39. Локтионова М. «Не стоит село без праведника»: размышления о рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор» / М. Локтионова // Литература в школе. ‒ 2010. ‒ № 8. ‒ С. 17–20.
40. Левушкина О.Н. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» / О.Н. Левушкина; фот. А.И. Солженицына // Литература в школе. ‒ 2010. ‒ № 8. ‒ С. 13–17.
41. Левушкина О.Н. Символика в рассказе А. И. Солженицына «Способ двигаться» / О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. ‒ 2009. ‒ № 10. ‒ С. 51–54.

Семинар 4

Учет и отчетность библиотеки. Библиотечная статистика

Учет является одной из функций управления, представляющей собой регулярный и систематизированный сбор сведений и данных о состоянии и развитии библиотеки путем регистрации конкретных данных, характеризующих количественную и качественную стороны библиотечных процессов.
Учет – это наблюдение, измерение и фиксация в установленных формах всех процессов деятельности библиотеки, осуществляемых в целях управления и контроля.
Основные требования, предъявляемые к учету, – полнота, достоверность, единообразие, своевременность. Правильно организованный учет позволяет отслеживать уровень и динамику процессов деятельности библиотеки, ход выполнения планов, реализации различных управленческих решений и т.п.
В библиотеках применяются следующие виды учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный и статистический учет взаимосвязаны. Библиотечная статистика может быть эффективной лишь при условии применения единых подходов к сбору и группировке информации.
Цель библиотечной статистики – предоставление полной и достоверной статистической информации о состоянии библиотечной работы. Ведь от того, как поставлено статистическое наблюдение – сбор первичных данных в каждой отдельной библиотеке и отрасли в целом – зависит оценка библиотечной деятельности в масштабах учреждения, а также региона. В связи с внедрением ИКТ и расширением спектра библиотечных услуг в форму статистического отчета был введен ряд новых показателей. В ходе семинара библиотекари должны познакомиться с особенностями учета библиотечной деятельности в своем районе, а также нововведениями в годовом статистическом отчете.

План семинара

Консультация методиста ЦМБ района «Учет и отчетность библиотек района. Библиотечная статистика»
Практическое занятие №1 «Актуальные вопросы оперативного учета»
Практическое занятие №2 «Заполнение годового статистического отчета (форма 6-НК)»
Консультация «Планирование работы библиотек с учетом «Норм времени»

Список литературы

1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.20-2014. – Стандартинформ, 2014.
2. Учет и отчетность. Библиотечная статистика // Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2011. – С. 397-409.
3. Библиотечная статистика: памятка /Липец. ОУНБ; науч. -метод. отдел; сост. Е.М. Огнева; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова. – Липецк, 2010. – 28 с.

***

4. Маркова Е. Форма 6-НК: актуальные вопросы заполнения / Е. Маркова // Библиополе. – 2017. – № 4. – С. 9-12.
5. Майстрович Т. Учет в соответствии с ГОСТом / Т. Майстрович // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 14-18.
6. Майстрович Т. Учет в соответствии со стандартом / Т. Майстрович // Библиотека. – 2017. – № 1. – С. 2-6.

08.02.2018 Семинар для библиотекарей района по теме «Итоги года»

6 февраля в Шарканской районной библиотеке прошел семинар для библиотекарей района по теме «Итоги года » и круглый стол «Библиотека и пресса: залог успешного сотрудничества ».

На семинаре рассматривались следующие вопросы:

  1. Подведение итогов за 2017 год. Статистический и аналитический отчеты библиотек.
  2. Награждение библиотекарей, отличившихся в работе.
  3. Обзор запланированных мероприятий на 2018 год.
  4. Ведение внутрибиблиотечной документации.
  5. Круглый стол «Библиотека и пресса: залог успешного сотрудничества».

Открыла профессиональную встречу специалистов МБУК Шарканская районная библиотека заведующая отделом методической и информационно-библиографической деятельности Е.Н. Кожевникова. Она рассказала о главных событиях библиотечной жизни района, о наиболее значимых мероприятиях в прошедшем году. Библиотеки активно участвовали в республиканских, районных мероприятиях и акциях. Особое внимание было уделено таким важным качественно-количественным показателям оценки работы библиотек, как: посещаемость, книговыдача и уровень удовлетворённости жителей населенных пунктов. Напомнила о ведении внутрибиблиотечной документации, вручила памятки о правильном и своевременном заполнении учетных документов.

Директором МБУК Шарканской районной библиотеки Н.П. Вяльцевой был проведён разбор полётов работы библиотек по муниципальному заданию. Отмечены грамотами лучшие специалисты библиотечной сети района. Отличились Детская библиотека, отдел обслуживания районной библиотеки, Карсашурский филиал. Натальей Павловной была дана установка на активизацию работы по участию специалистов в различных конкурсах.

Методист М.В. Чазова сделала обзор по запланирован ным мероприятиям, ознакомила с положениями республиканских и районных конкурсов.

Сохранность книжных фондов – одно из приоритетных направлений работы сельских библиотек. Одинцова Н.Н., редактор ОКиО, объяснила, как правильно составляются акты на списание книг.

Гвоздём семинара стал круглый стол «Библиотека и пресса: залог успешного сотрудничества».

Е.Н.Кожевникова, заведующая отделом методической и информационно-библиографической деятельности


10-11 апреля 2018 года Российская государственная детская библиотека в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий Российской библиотечной ассоциации проводит Всероссийский семинар для специалистов отделов обслуживания на тему «Библиотечное обслуживание детей: современные подходы и поиск новых форматов».

СКАЧАТЬ Информационное письмо по семинару (609 Кб)

СКАЧАТЬ Программу семинара (411 Кб)

СКАЧАТЬ Пресс-релиз мероприятия (166 Кб)

СКАЧАТЬ Список зарегистрированных участников семинара (26 Кб)

Запись первого дня семинара

Запись второго дня семинара

СКАЧАТЬ Пост-релиз мероприятия (173 Кб)

На семинаре будут рассмотрены приоритетные вопросы организации библиотечного обслуживания детей: особенности формирования открытого библиотечного пространства; новые электронные технологии в обслуживании пользователей; многообразие волонтерских проектов в библиотечной среде; возможности библиотек по привлечению внебюджетных средств; современная литература для детей и подростков.

Среди участников семинара – ведущие специалисты в области библиотечного обслуживания детей, представители общественных и издательских организаций, учреждений культуры и образования, литературоведы и детские писатели, СМИ.

В рамках семинара состоятся круглые столы, открытые лекции, занятия, мастер-классы, встречи с детскими писателями, консультации специалистов, выездные экскурсии в библиотеки Москвы.

Году волонтёра, объявленного в Российской Федерации в 2018 году, посвящено специальное мероприятие «Библиотека и волонтёр: потенциал эффективного сотрудничества», в программе которого предусмотрены выступления представителей волонтёрских центров с проектами в области культурного волонтёрства, специалистов региональных библиотек, обслуживающих детей, об успешном опыте по развитию добровольческих инициатив и реализации библиотечных проектов в тесном сотрудничестве с волонтёрами. В рамках круглого стола «Открытое пространство библиотеки для детей» будут рассмотрены современные подходы к организации библиотечного пространства, в том числе, виртуального.

Во второй день семинара состоятся практические мероприятия: мастер-класс ведущих специалистов отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ на тему «Изучаем детское чтение: задачи, проблемы и перспективы»; авторский тренинг Елизаветы Валериевны Ефремовой, преподавателя, бизнес-тренера, кандидата психологических наук по профессиональной этике библиотекаря, а также творческая встреча с Ниной Сергеевной Дашевской, писателем, музыкантом, лауреатом множества литературных премий.

Приглашаем вас и сотрудников вашей библиотеки принять участие в работе семинара. О своем участии просим сообщить до 02 апреля 2018 года, заполнив регистрационную форму. Зарегистрировавшиеся специалисты получат материалы семинара и сертификат участника. Тезисы выступлений и демонстрационные материалы к ним просим направлять до 04 апреля 2018 года по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Транспортные и командировочные расходы – за счет средств направляющей стороны, регистрационный взнос не взимается. Обратите внимание РГДБ не занимается бронированием гостиниц, при необходимости вы можете забронировать номер самостоятельно.

Желающие продолжить повышение квалификации могут пройти двухдневное (12 и 13 апреля) обучение на платной основе по программе: «Современное библиотечно-информационное обслуживание детей: актуальные вопросы». После успешного окончания слушатели получат удостоверение о повышении квалификации. Подробности на сайте Учебного центра .